Бюджеты бизнес–процесса «Складирование и хранение»

Складская логистика имеет важное значение для оптимизации расходов компании связанных с осуществлением процесса переработки грузов.


Складская система использует различные виды ресурсов, а затраты на данный бизнес-процесс являются достаточно существенными и соответственно, требуют эффективного управления. Наряду с показателями затрат важными показателями являются временные показатели логистики поставок «точно в срок», что позволяет снизить издержки на замораживание средств в запасах продукции на складах.


Бизнес-процесс «Складирования» состоит из следующих подпроцессов:

  • Приемка
  • Размещение
  • Упаковка

Задача управления складской логистикой состоит в снижении затрат на каждую составляющую бизнес-процесса.


Эффективный бизнес процесс складирования должен обеспечивать оптимальное решение следующих задач:

  • Максимального использования складских помещений
  • Рациональное проведение погрузочно-разгрузочных и складских работ
  • Устранение потерь товаров при складской обработке и хранении грузов.

Также эффективность использования склада позволяет снизить издержки на складские помещения.

Данные показатели эффективности рассчитываются на основании коэффициентов
использования площадей:

  • Коэффициент полезно используемой площади
  • Коэффициент полезно используемого объема
  • Затраты на складирование и обработку

Среди этих коэффициентов важно выделить показатели коэффициентов полезно используемой площади и коэффициент полезно используемого объема, которые рассчитываются как соотношение используемой площади /объема склада к общей площади/объему склада.


Основные затраты, связанные с бизнес-процессом складирования:

  • Издержки хранения складских запасов
  • Издержки, связанные со складской обработкой заказов
  • Издержки по управлению и содержанию складской системы

Данные издержки возникают в процессе осуществления складской деятельностью компании, которая включает:

  • Разгрузку и прием продукции на складе
  • Внутрискладское перемещение продукции
  • Складирование и хранение продукции
  • Сборка заказов клиентов и их отгрузка

На оценку эффективности складской деятельности влияют следующие показатели деятельности:

  • Общий грузооборот склада (суточный грузооборот и отправки)
  • Количество наименований товара в одном заказе
  • Оборачиваемость товара
  • Разновидности заказов клиентов
  • Процент расформированных заказов при комплектации (отказ и т.д)
  • Число отправляемых заказов в день
  • Число отправляемых заказов в день на одного покупателя

Анализ формирования прибавочной стоимости в бизнес процессе складирования осуществляется с помощью анализа этапов процесса.

При формировании отгрузки клиента бизнес процесс складской обработки включает в себя следующие этапы:

  • Формирование бланка заказа согласно заказа клиента
  • Передача бланка заказа отборщику для отбора заказа
  • Отбор каждого наименования товара по заказу клиента
  • Комплектация заказа клиента в соответствии с произведенным отбором
  • Подготовка заказа к выдаче/ отправке (укладывание в тару)
  • Упаковка и маркировка
  • Документальное оформление отобранного заказа – формирование расходных накладных и контроль за отправкой в экспедицию для доставки
  • Объединение заказов клиентов в партию для отправки и оформление транспортных накладных
  • Отгрузку / выдачу товара


Для оценки как финансовых, так и нефинансовых показателей логистического процесса на складе, приведена таблица эффективности и результативности бизнес-процесса складирования, а также факторы влияющие на них.

Эффективность и результативность бизнес – процесса

Используемый капитал 

  • Использование оборотного капитала компании
  • Скорость и количество оборотов складских запасов
  • Средний уровень запасов на складе
  • Возврат на инвестиции в ОС складских помещений и оборудования
  • Сумма инвестиций в складскую инфраструктуру

Качество сервиса складского и удовлетворенность клиентов 

  • % своевременно выполненных заказов
  • Временной цикл обработки заказа складом
  • % ошибок в выполнении заказов
  • % возвратов клиентов
  • % жалоб клиентов
  • Степень удовлетворенности клиентов складским обслуживанием

Логистические издержки хранения

  • Затраты на складскую обработку и хранение
  • Затраты на сборку одного заказа
  • % неликвидов от общего уровня запасов
  • % потерь товаров на складе

Время логистических циклов 

  • Время пополнения складских запасов
  • Время составляющих цикла заказа
  • Время обработки заказа клиента
  • Время доставки заказа
  • Время подготовки и комплектации заказа
  • Время цикла закупки товаров

Производительность 

  • % использования складского пространства
  • Количество обработанных заказов за месяц (день)
  • Количество операций по товаропереработке в час
  • Общие логистические издержки на единицу складского товарооборота

Составляющие бюджета «Складирования и хранения»


Затраты на складирование и хранение

Фонд оплаты труда сотрудников склада
Налоги на ФОТ сотрудников склада
Затраты на аренду складских помещений
Затраты на амортизацию складского оборудования
Затрат на связь
Затраты на содержание складских помещений
Итого затраты
Показатели эффективности и результативности
Грузооборот склада

Объем поступившей на склад продукции
Объем выбывшей со склада продукции
Коэффициент использования площади склада
Производительность труда

Средняя численность сотрудников склада/грузооборот склада
К-во обработанных заказов за месяц
Стоимость обработки 1 заказа
Время обработки заказа клиента
Время приема 1 заказа от поставщика
% потерь при хранении и обработке от товарооборота


Источник:
Книга «Бюджетирование от стратегии до бюджета: пошаговое руководство»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательа ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua