Ключ к успеху: производственная система «Росатом» на Ростовской АЭС

Журнал «Росэнергоатом», январь 2011г.
www.rosenergoatom.ru
Екатерина Острицова


Производственная система «Росатом» (ПСР) — масштабный отраслевой проект. Система направлена на постоянное совершенствование, в том числе рабочих мест, технологий, производства. Ее суть — настолько оптимизировать технологические операции, чтобы работники трудились, затрачивая меньше сил и работая более эффективно.

На Ростовской АЭС философия «кайдзен» явилась закономерным продолжением в развитии уже зарекомендовавших себя принципов и идей по совершенствованию производственных процессов. Своими корнями концепция совершенствования производства уходит в историю 2004 года. Именно тогда волгодонские атомщики дали старт проекту создания рационального производства. Был определен эталонный участок — участок, на котором все возможные потери должны были быть сведены к минимуму. Им стал объединенный участок по ремонту цеха централизованного ремонта.

Заместитель главного инженера станции по ремонту Иван Малахов отмечает: — Главное в ходе внедрения ПСР как философии рационального производства это сами люди, их мышление. У нас решение этой задачи легло на подготовленную почву. Принцип постоянного совершенствования на Ростовской АЭС внедряется с первых дней работы энергоблока. Всё в нашей жизни или прогрессирует, или деградирует. Другого не дано. Так и на производстве — никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Только движение вперед, только постоянное самоусовершенствование.

Для достижения цели оптимизации производственного процесса были выполнены следующие мероприятия:

  • модернизация системы управления перегрузочной машиной;
  • внедрение автоматизированной системы контроля герметичности тепловыделяющих сборок (ТВС) в процессе перегрузки ядерного топлива;
  • согласование с заводом-изготовителем увеличения скорости перемещения ТВС;
  • внедрение новых технологий при разборке-сборке фланцевых соединений верхнего блока реакторной установки;
  • организация труда, исключающая временные потери при пересменах и обеденных перерывах персонала, выполняющего ремонтные работы на «критическом пути».

Всё это вкупе позволило оптимизировать ремонтные работы по одному из критических путей — ремонту реакторной установки — в 2009 году на 27 процентов, в ППР-2010 — на 29 процентов от нормативных сроков.

В апреле 2010 года в рамках внедрения ПСР на Ростовской АЭС предприятие посетили консультанты из компании «Тойота». Японские специалисты высоко оценили подходы в организации и управлении производством, которые были обкатаны на эталонном участке, и рекомендовали распространить их в турбинном отделении.

С участием специалистов «Тойоты» были определены цели, задачи и основные направления улучшений во время предстоящей ремонтной кампании, среди которых:

  • обучение ремонтного персонала принципам и методам ПС «Росатом»;
  • разработка почасовых детальных графиков ремонта турбины и генератора;
  • разработка детальных сменных заданий с назначением ответственных бригадиров;
  • подготовка материалов для информационных стендов;
  • подготовка цветных стикеров для визуализации процессов ремонта узлов и деталей;
  • анализ схем раскладки оборудования в машинном зале турбинного отделения;
  • маркировка и равномерное размещение в инструментальных ящиках слесарного инструмента;
  • проверка наличия маркировки оснастки (СГЗП, ложементов, заглушек);
  • организация хронометрического контроля работ по критическому пути ремонта оборудования;
  • внедрение системы сбора предложений по улучшению производственных процессов на уровне рабочих, мастеров и начальников производственных участков.


— Если совершенствоваться согласно «кайдзен», то нужно относиться к производственным проблемам как к возможности что-то улучшить. К решению проблем по усовершенствованию подключились специалисты отдела подготовки и проведения ремонта, цеха централизованного ремонта, турбинного цеха и нашего основного партнера — ОАО «Атомэнергоремонт», — рассказывает Иван Малахов. — Большое количество мероприятий, реализованных в рамках ПСР, было связано с оптимизацией потерь времени во время плановых ремонтов. Ряд усовершенствований касался оптимизации производственных потерь, совершенствования направления «техническое обслуживание и ремонт».

Говоря о рациональном производстве, главный инженер Ростовской АЭС Андрей Сальников особо подчеркивает роль информационного обеспечения на производстве:

— Чтобы добиться успеха, недостаточно внедрить принципы постоянного совершенствования производства только на своем предприятии. Необходимо, чтобы этими идеями проникся и персонал подрядных организаций. С этой целью мы установили оперативную обратную связь через информационные доски производственного анализа, где четко — с позиции заказчика — выставлялись наши требования. Доступная, наглядная, нацеленная на результат информация позволяет очень быстро принять правильные решения.

ППР-2010 на энергоблоке № 1 Ростовской АЭС был выполнен с опережением графика на 12,5 суток. Таким образом, общая продолжительность среднего ремонта энергоблока № 1 составила 32,5 суток вместо 45. Оптимизация ремонта позволила выработать дополнительно 300 млн. кВт/ч электроэнергии. Дополнительная выручка от продажи электроэнергии энергоблока № 1 Ростовской АЭС составила 178 млн. рублей.

Подводя итоги внедрения ПСР на Ростовской АЭС, можно сказать, что коллектив атомной станции внес достойный вклад в решение общекорпоративной задачи.

Японский «кайдзен» имеет место быть в российской действительности. Адаптированный к нашим условиям и менталитету, но с общей конечной целью — всегда добиваться успеха. А успех — это множество шагов на пути к поставленной цели. Это непрекращающаяся работа. И это внутренний настрой. Всё это — ПСР.


Источник