Производственная система СИБУРа: настрой на эффективность

Производственная система предприятия – стандартизированная система организации всех сфер бизнеса, основанная на наборе принципов и инструментов, обеспечивающих достижение максимальной эффективности при всеобщей вовлеченности персонала в непрерывный процесс улучшений.

В основу производственной системы СИБУРа будет положена философия бережливого производства (Lean), созданная в середине 50-х годов компанией Toyota, которая по праву признана одной из наиболее эффективных в мире. Ведущие производители в самых различных отраслях активно осваивают Lean, достигая значительных результатов в снижении затрат и повышенной скорости реагирования на постоянно меняющиеся требования рынка.

Консультантом СИБУРа в данном вопросе является компания «Дюпон», которая начала внедрять у себя ПС в 2006 году, завершила внедрение на 60 своих предприятиях, а к концу 2010 года планирует охватить системой все предприятия.

На первом этапе проекта эксперты «Дюпон» провели диагностику корпоративного центра и трех предприятий СИБУРа – по одному из каждой дирекции: «Тольяттикаучук», «Южно-Балыкский ГПК» и «Томскнефтехим». На основании результатов диагностики были определены возможности совершенствования нашей компании, а также границы и риски проекта по внедрению ПС, сформировано видение центров компетенций, определены состав работ и график реализации проекта.

Сейчас мы приступаем к этапу проектирования – созданию технической модели и написанию инструкции по внедрению (плейк-бук), а также к разработке инструментов, стандартов, процедур и методик для реализации проекта ПСС. Третий этап проекта – работа на пилотном предприятии «Томскнефтехим» – будет продолжаться 9 месяцев, после чего ПСС будут охвачены остальные предприятия холдинга.

Поскольку производственную систему СИБУРа только предстоит создавать, ее модель можно продемонстрировать на примере компании «Дюпон». Модель состоит из четырех базовых компонентов: технической модели, блока развития способностей персонала (обучение передовым практикам), блока мышления и поведения (того, что мы называем корпоративной культурой) и процесса управления.

Техническая модель состоит из трех основных блоков:

• фундаментальные процессы (качество, охрана труда и промышленная безопасность);
• ключевые процессы (техобслуживание и ремонты, производственно-технологические процессы, управление цепочками поставок и реконструкция/управление основными фондами);
• блок диагностики (инструменты, методы диагностики, методы решения проблем).

Основой философии Lean является концепция потерь. Под потерями подразумевается все то, что требует времени, ресурсов или места, но не добавляет продукту ценности в глазах клиента. Инструменты ПСС направлены на устранение потерь. К основным из них относятся: стандартизированная работа, визуальное управление результатом (VPM), 6 Sigma, 5 S, принцип «клиент-поставщик», система «точно в срок» (канбан), всеобщее обслуживание оборудования (TPM), переналадка «в одно касание» (SMED), картографирование потока создания ценности (VSM) и непрерывные улучшения (KEIZEN). Важным элементом ПСС является создание пирамиды КПЭ, охватывающей все уровни организации.

Уже сейчас компания занимается развитием отдельных элементов системы и применяет вышеперечисленные инструменты, например, в проектах развития системы управления качеством, системы управления эффективностью. Цель ПСС – объединение этих «кусочков пазла» в единую систему.

Корпоративная газета ЗАО «Сибур-Химпром», 2010. http://chimprom.sibur.ru

Ольга ТРОИЦКАЯ, главный эксперт корпоративного проекта ПСС


Источник