Вовлечение сотрудников в развитие производственной системы компании «Русские краски»

Тезисы доклада на конференции «Развитие человеческого потенциала – основа эффективной производственной системы» (Санкт – Петербург, 11 июня 2010)

Тучина М. В., зам. генерального директора, ОАО "Русские краски"

Проект по построению Производственной системы компании «Русские краски» (РКПС) стартовал в конце 2006 года с развертывания системы 5S. Для вовлечения сотрудников компании в применение элементов системы были разработаны и закреплены в документах методы продвижения системы 5S и способы поощрения сотрудников за участие в данных мероприятиях, учитывающие корпоративную культуру компании, имеющиеся средства и способы коммуникаций. 

В соответствии с документами системы 5S в 2007–2008 годах проводились такие мероприятия, как:

  • Совещания и встречи на различных уровнях; развитие лидерства и вовлечение через личные примеры руководителей;
  • Различные конкурсы с поощрением лучших:
  1. конкурс «5S модельное рабочее место» для привлечения особого внимания к практике создания и поддержания рабочих мест, на которых наиболее успешно реализуются требования системы 5S;
  2. конкурс «5S соревнование подразделений», который охватывал все подразделения и проводился для создания здорового духа состязательности и инновационности при развертывании системы 5S;
  3. «5S фото выставка» для фиксации накопленного опыта и обмена информацией и опытом;
  • Обучение, информирование:
  1. «5S-презентации» для обеспечения информированности персонала всех уровней организации о функционировании и совершенствовании системы 5S;
  2. «5S семинары» для оценки функционирования системы 5S и выработки рекомендаций по ее совершенствованию;
  3. Путеводитель по системе 5S;
  4. Тематические публикации в газете «Русские краски»;
  • Визуализация: Размещение информации в корпоративной сети, на стендах заводских, общецеховых и участковых. 

По мере развития РКПС подход вовлечения сотрудников регулярно анализируется и пересматривается с целью повышения его результативности и сегодня состоит из следующих элементов:

Во-первых, постановка целей компании, мониторинг и анализ их выполнения, в т.ч. и по развитию РКПС, осуществляется по методологии Хосин Канри. Это позволяет вовлекать в процесс целеполагания все больше и больше сотрудников (10
% сотрудников в 2009 году по сравнению с 4,8% в 2008 году), формулировать цели четкими, понятными, достижимыми; дает свободу в выборе средств и методов достижения целей, возможности проявить инициативу, творческий, инновационный подход. Регулярное отслеживание достижения целей осуществляется на ЛИН-Совете; совещаниях с руководителями подразделений, членами ЛИН-команд, на аудитах функционирования РКПС в подразделениях.

Во-вторых, в организационной структуре РКПС распределены полномочия и ответственность всех сотрудников за достижение поставленных целей, что также мотивирует персонал.

В-третьих, вовлечение сотрудников в различного рода команды внутри подразделения и межфункциональные (ЛИН-Совет, ЛИН-команды, команды по оценке РКПС в подразделениях, по проектам, по развертыванию стратегии компании, по FMEA, по анализу и решению проблем связанных с качеством, производством и др.; по анализу и повышению эффективности потоков создания ценностей; по внутреннему аудиту и др.). На 2010 год поставлена цель вовлечь в команды 17% сотрудников компании.

В-четвертых, развитие менталитета Кайдзен – настрой на непрерывное улучшение через вовлечение в СППУ (Система подачи предложений по улучшениям). На 2010 год поставлена цель вовлечь в СППУ 70% сотрудников компании и обеспечить не менее 4 предложений от каждого сотрудника в год.

В-пятых, проведение обучения и семинаров (внутренние и внешние) по инструментам ЛИН, обмен опытом с другими предприятиями, внедряющими инструменты ЛИН;

В-шестых, поощрение за достижение успехов. Ежемесячное премирование сотрудников на основе оценки Критерия результативности подразделения в РКПС и ежегодное на ЛИН-конференции. Наиболее ярким и значительным ЛИН событием является традиционная ежегодная внутрикорпоративная ЛИН-конференция. Цель ЛИН-конференции - повышение вовлеченности сотрудников компании в развитие РКПС через участие в конкурсах, поощрение лучших, обмен опытом в области эффективных методов снижения издержек, повышения производительности и увеличения эффективности использования ресурсов с применением инструментов «Бережливого производства», доведение информации о результатах функционирования РКПС за истекший год и постановка целей и задач на предстоящий год.

Организация и реализация всех работ по подготовке и проведению конференции осуществляется в рамках проекта.

По результатам опроса участников ЛИН-конференции 2009 года получена высокая оценка необходимости проведения ЛИН-конференции в компании (4,34 из 5 баллов), представленная информация полезна (4,3 из 5 баллов), уровень организации конференции находится на высоком уровне (4,76 из 5 баллов), настроение после конференции повысилось (4,55 из 5 баллов).

В-седьмых, визуализация. По визуализации в компании разработан стандарт, в соответствии с которым визуализируются процессы компании, подразделений, участков, работников; рабочие места / рабочие участки; продукция, сырье и материалы; оборудование; отходы; документация; места хранения; места проведения ремонтных работ; помещения и др.

Результаты работы по вовлечению персонала в развитие РКПС можно продемонстрировать рядом показателей:

  1. Вовлечение сотрудников в команды выросло с 12% в 2008 году до 17% в 2010 году (3 мес.)
  2. Вовлечение сотрудников в СППУ выросло с 20% подразделений в 2008 году до 100% подразделений в 2010 году и с 38% вовлеченности персональной во 2–м полугодии 2009 года до 43% за 3 мес.2010 года.

_________________________

Тезисы доклада на конференции «Развитие человеческого потенциала – основа эффективной производственной системы» (Санкт – Петербург, 11 июня 2010).


Источник