Факторы успеха – то, как выглядит стратегия

Единых стандартов того, как должна быть описана стратегия, не существует. Но существуют определенные факторы, которые влияют на успех реализации стратегии. Одним из важных факторов является форма представления стратегии.


В отличие от финансовых отчетов (баланс, отчет о прибылях и убытках), которые имеют стандартные формы представления, вопрос о форме представления стратегии остается открытым. Ответ на этот вопрос поможет найти ССП, так как именно данная система позволяет представить процесс реализации стратегии в понятной форме. Необходимо подчеркнуть, что форма представления играет не менее важную роль, чем содержание стратегии. Менеджмент компаний давно пришел к пониманию, что стратегии могут быть успешно реализованы только тогда, когда их понимают сотрудники компании и они могут быть детализированы до уровня каждого исполнителя. Поэтому, если мы описываем стратегию в более или менее упорядоченной форме – мы повышаем вероятность ее успешной реализации.


Представление стратегии при помощи ССП задает очень высокие требования. Это связано с тем, что в ССП необходимо не только идентифицировать и сформулировать цели, показатели, их целевые значения и мероприятия, но и дать четкие ответы на вопросы:

  • Какие показатели могут быть использованы
  • Какие цели являются взаимосвязанными
  • Каким мероприятиям необходимо отдать предпочтение
  • Как компания будет планировать, реализовывать и контролировать исполнение стратегических мероприятий и целей

До внедрения ССП необходимо выявить отсутствие стратегически важной информации. Для выявления таких пробелов стратегически значимой информации служит структурированная проверка стратегии. Проверка стратегии на предмет ее полноты в рамках процесса внедрения ССП выявляет нерешенные вопросы и дает толчок к их выяснению. При рассмотрении стратегии необходимо затронуть как внутренние, так и внешние факторы. Эта информация необходима для разработки сбалансированной стратегии.


При формулировании стратегии необходимо достичь максимального соответствия между внутренними факторами и возможностями фирмы с возможностями ее окружения. Но поскольку в реальности достичь идеального соответствия трудно, то необходимо в процессе разработки стратегии найти приемлемый баланс между разнообразными и конфликтными решениями. А при принятии стратегических решений необходимо сопоставлять различные возможности, факторы и противоречия.

При разработке стратегии важно оценить все сферы влияния на нее:

  • Окружающей среды
  • Собственников
  • Конкурентов
  • Ценности и принципы предприятия
  • Видения и горизонта стратегического планирования
  • Рынков сбыта
  • Ресурсов


Возможны следующие вопросы по проверке корректности формулирования стратегии компании:

  • Какие ценности положены в основу бизнеса?
  • Какое видение реализуется?
  • Каков горизонт стратегического и оперативного планирования?
  • Какие предположения об окружающей среде лежат в основе стратегии?
  • Какие из существующих рыночных и продуктовых сегментов должны получить наибольшее значение?
  • Какие новые и стратегические сегменты должны стать наиболее значимыми?
  • Какие из существующих и новых продуктов следует предлагать, а какие - нет?
  • Какие требования должны лежать в основе разработки новых продуктов?
  • Какие из существующих и новых групп клиентов нужно обслуживать?
  • Какие критерии должны быть использованы для анализа новых рынков?
  • Какие факторы (цены, затраты, качество, сервис и т.д.) действительно имеют значение для клиента?
  • Каковы ожидания владельцев?

Ответы на данные вопросы позволят прояснить полноту формулирования стратегии. По факту формулирования стратегии ее необходимо формализовать, задокументировать и определить причинно следственные связи между отдельными факторами, которые влияют на реализацию стратегии. 


Источник:
Книга «Внедрение системы сбалансированных показателей: оценка деятельности компании»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательна ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua