Проблема отсутствия мотивации или почему и «кнут» есть, и «пряник» есть, а результата - нет

Автор статьи: Инна Старожукова,

Бизнес-тренер, консультант
«Повышение эффективности и мотивированности персонала»

 

 

 

 

 

 

Одна из самых распространенных жалоб руководителей, которые нам приходится слышать на тренингах - полное отсутствие мотивации у сотрудников компаний. Люди работают с «тусклыми» глазами, не проявляют инициативу, избегают ответственности, сопротивляются всему новому. И все это происходит на фоне активного использования руководством всевозможных способов повышения мотивации: бонусов, продвижения по службе, корпоративных мероприятий для сплочения коллектива и т.д. Но, не смотря на все прилагаемые усилия, люди не демонстрируют той отдачи в работе, на которую рассчитывает руководство: нет нужной эффективности, нет необходимого качества, нет, в конце концов, той энергии, которая так необходима, чтобы компания выжила и пережила кризисное время, оставалась компанией №1 для своих клиентов и добивалась лучших показателей.

В чем же тут дело? Неправильно подобранные «кнуты» и «пряники», не те люди?
На этот вопрос мы попытаемся ответить в данной статье.

Прежде всего, давайте разберемся с тем, что мы привыкли считать мотивацией. Как вызвать в людях стремление, даже жгучее желание работать больше, качественней, умней и с более высокими показателями? Конечно же, первое, что приходи на ум – это денежное вознаграждение: бонусы за достижение личных показателей (KPI-мотивация) и премии по итогам года без привязки к личному результату, разного рода соцпакеты и другие «пряники». Вознаграждать за хорошее, наказывать за плохое, тщательно контролировать, дабы они не отлынивали от работы – по мнению большинства это и есть лучший способ, и чуть ли не «классика» мотивации.

Да, действительно, этот способ мотивации, условно назовем его «сделай А - получишь В», является распространенным и привычным. Для категории людей, которые должны выполнять свою работу в соответствии с регламентами, инструкциями, он - оправдан и эффективен.

Несколько иначе обстоят дела с людьми, занятыми творческой и интеллектуальной деятельностью, от которых зависит создание и развитие новых бизнес-направлений, продуктов т.д. Этим «кадрам» денег недостаточно, и добиться от них максимальной отдачи посредством одних только стимулов практически невозможно.

Существует несколько причин, по которым одних только материальных стимулов часто бывает недостаточно для повышения мотивации сотрудников.

  • Во-первых, деньги вызывают всплеск работоспособности всего на несколько дней (в зависимости от суммы), после чего работоспособность возвращается к привычному уровню. И самое важное - человек, мотивируемый только деньгами и другими стимулами, теряет интерес к выполняемой работе.
  • Во-вторых, «кнуты» и «пряники» вызывают привыкание и приводят к ситуации, когда люди шага не сделают, пока им не обозначишь бонус или не напугаешь – лишу премии, уволю и т.д. Заплатив за какую-либо работу один раз, вы уже не сможете в будущем заставить сотрудника сделать ту же работу бесплатно либо за меньшие деньги, не снизив при этом его мотивацию. Если же платить за нее снова и снова, сотрудник постепенно начинает воспринимать это не как вознаграждение, а как данность, то есть - происходит привыкание. «Пряник» перестает обладать мотивирующей силой (как в анекдоте про «бракованные» воздушные шарики, которые не радуют). И руководители вынуждены платить все чаще и чаще, больше и больше до тех пор, пока платить уже не из чего.
  • В-третьих, озвучивая человеку, что он получит, если будет работать хорошо (положительное подкрепление) или что его ждет, если он сделает что-то плохое (негативные последствия), вы фокусируете его внимание на последствиях, а не на самой работе. В поле его зрения находиться «кнут и пряник» и мозг человека начинает работать исключительно на то, как гарантированно получить бонус или избежать негативных для себя последствий. Будьте уверены, в случае неудачи у него будет готова 1000 и 1 причина того, почему ничего не получилось. Сама работа при этом отходит на второй план. Человек привыкает к мысли, что все дело в деньгах или в избежании наказания, а не в тех супер-результатах, которых может достичь он (компания, отдел), если будет работать более эффективно и качественно. Иными словами, люди, мотивированные «кнутами и пряниками» мыслят более узко, что вполне приемлемо для работы с заранее известным алгоритмом и прописанным бизнес-процессом, но пагубно для людей, которые должны экспериментировать, создавать, развивать, искать в работе новые подходы и нестандартные решения.

Есть ли выход из этой ситуации? Разумеется, есть. И зачастую это намного более эффективный и менее затратный способ повысить отдачу от работников, чем традиционное денежное вознаграждение.

Необходимо повышать внутреннюю мотивацию людей, что на практике означает следующее:

  1. Человек должен испытывать интерес к работе и радость от выполнения работы.
  2. Работа должна стать для сотрудника приятным времяпрепровождением.
  3. Работа должна быть наполнена глубоким смыслом, когда вы, как руководитель, подчиняете работу сотрудника более глобальным, желательно, социально ориентированным целям компании.
  4. Главным вознаграждением человек должен считать для себя достигнутые результаты в работе, которыми можно гордиться, а бонусы и другие стимулы для него должны быть вторичными – как способ признания его заслуг.
  5. «Кнуты» и «пряники» в основном использовать только для людей, которые выполняют рутинную, стандартизированную работу. Люди, чья эффективность зависит от того насколько они дотошно, методично, скрупулезно соблюдают регламенты и инструкции.

Более конкретно о способах повышения внутренней мотивации читайте в следующих статьях.

Тренинг: «Как добиваться пиковой эффективности с помощью правильной системы KPI-мотивации»


При использовании материалов статьи обязательна ссылка на сайт www.beleader.com.ua обязательна

 

Задать вопрос тренеру