Определение потребностей сотрудников и показателей степени удовлетворенности сотрудников

Методы, которые компания может использовать для выяснения потребностей и приоритетов сотрудников, сходны с теми, которые используются при определении требований клиентов: - интервью, фокус группы, исследования, обратная связь, а также интервью увольняющихся сотрудников. В любом из этих методов важно правильно заданные вопросы и использование различных источников для сбора информации. Проведение оценки удовлетворенности сотрудников требует регулярного анализа.


Первым шагом на этом пути может быть сегментация сотрудников (аналогичная сегментации клиентов) на основе общих потребностей. Сегментация потребностей сотрудников может быть осуществлена для более точной оценки и разделения их по потребностям. Многие компании имеют стандартный набор требований сотрудников, которое используют как клише:

  • Безопасность
  • Достойная оплата
  • Благоприятный климат в коллективе
  • Интересной работы

Эти пункты важны, но недостаточны для удовлетворения сотрудников.


Удовлетворенный сотрудник по своей сути подобен удовлетворенному клиенту – он не замедлит покинуть компанию, как только получит более интересное предложение. Необходимо добиваться преданности сотрудников. Преданный компании сотрудник не только не будет покидать компанию, но и будет всем рассказывать, каким прекрасным местом для работы является компания, в которой он работает. Поэтому если компания хочет добиться такой преданности сотрудника, а также того, чтобы он выкладывался на 120% ей необходимо время и деньги, чтобы выяснить, чем действительно можно добиться такой любви и преданности.


Проведение удовлетворенности сотрудников желательно проводить не реже, чем два раза в год. Один из возможных вариантов шкалы, используемой для оценки удовлетворенности сотрудников, - 5 бальная шкала. В которой 5 означает - абсолютно удовлетворен, 1 - абсолютно неудовлетворен. Компания должна установить себе целевой показатель, например 70% сотрудников должны дать оценку от 3 до 5.


Для этого можно использовать как специализирующееся на этом консалтинговое агенство, так и провести его собственными силами. Привлечение сторонней консалтинговой компании предпочтительнее, что их базы данных в этом вопросе достаточно обширны и вы сможете сравнить свои значения с показателями в отрасли. Перечень общих вопросов, ответы на которые необходимо получить при проведении исследования:

  • Оплата труда
  • Возможности роста и продвижения
  • Уровень стресса на работе
  • Общая атмосфера в коллективе
  • Степень соответствия действий руководства заявленным ценностям
  • Рабочая нагрузка
  • Компетентность наставника / руководителя
  • Открытость общения
  • Условия труда
  • Безопасность


Исследуя своих сотрудников, компании часто пытаются манипулировать результатами, стремясь предоставить ситуацию в выгодном для себя свете. Это связано с тем, что при низком показателе удовлетворенности сотрудников служба персонала испытывает гнев руководства компании. Вопросы и шкалы оценки должны быть ориентированы на то, чтобы выявить насколько компании удалось завоевать приверженность своих сотрудников, а не только быть им удовлетворенными. Далее необходимо подумать, как выявить личные цели сотрудников, с помощью которых вы можете добиться их расположения.


Качественные показатели удовлетворенности сотрудников основываются на мнениях и ощущениях. Формальные исследования сотрудников позволяют проверять их настроения и выявлять потенциальные проблемы прежде, чем они выйдут из под контроля. Недостаток такого исследования состоит в том, что он лишен глубины. Так, например, если сотрудники неудовлетворенны условиями труда, то этой информации недостаточно для понимания сути проблемы. Но этой информации достаточно, чтобы продолжить сбор информации в этом направлении. Одним из способов получения более детальной информации является, например, использование фокус- групп. Если с фокус – группой работает опытный специалист, то часто удается получить огромное количество информации, с помощью которой можно определить проблему и найти ключ к ее решению.


Вторым немаловажным источником данных удовлетворенности сотрудников является непосредственное общение с ним. Это возможно в том случае, когда в компании царит дружелюбная атмосфера, а менеджеры достаточно опытны, чтобы поговорить с сотрудником «по душам».


Некоторые компании используют интересный индекс – «индекс стрессов», который включает в себя следующие показатели:

  • Среднее количество рабочих часов в неделю
  • Процент заболеваний, вызванных стрессом (язва, повышенное давление)
  • События, происходящие в компании вызывающие стресс
  • Уровень стресса, который определяют сами сотрудники 

Источник:
Книга «Внедрение системы сбалансированных показателей: оценка деятельности компании»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательна ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua