Показатели для основных составляющих деятельности. Использование «стандартных» показателей.

Компании, которые приступают к построению ССП, зачастую задаются вопросом – какие можно использовать «распространенные» показатели. Менеджмент, стремясь использовать «распространенные» показатели может завести компанию в неправильном направлении. Следует четко осознавать, что в ССП не существует универсальных показателей. Однако в финансовой и клиентской составляющей большая часть показателей может быть более -менее стандартной. Хотя ССП, тем не менее, для каждой компании индивидуальна, поскольку она отражает стратегию компании и принципиальное направление ее развития. Сама же стратегия компании основывается на специфической, характерной только для данной компании исходной ситуации. Показатели определяются выбранной стратегией.


Описание показателей должно сопровождаться как целевыми значениями, так и вербальным описанием. Например, цель снизить издержки на 10% мало о чем говорит. А формулировка снизить издержки на 10% для того, чтобы добиться конкурентной структуры затрат выглядит гораздо убедительней.


Без наличия целевых значений, разработанные для измерения стратегических целей показатели – не имеют смысла. Определение целевых значений показателей вызывает сложности не только при разработке ССП. Сложность определения целевого значения того или иного показателя состоит в том, чтобы найти реально достижимый уровень данного показателя. Это связано с тем, что слишком сложные задания демотивируют сотрудников, а слишком простые не «зажигают» сотрудников в необходимой степени.


Также важно учесть возможный конфликт целей при составлении ССП. В этом случае устанавливается приоритетность целей или компания может отказаться от одной цели в пользу другой. В данном случае при согласовании целей дискуссии ведутся не о целесообразности постановки таких целей, а о целевых значениях показателей, описывающих такие цели. Конфликт между целями, это, как правило, конфликт между целевыми значениями показателей, измеряющих стратегические цели.


Одни и те же показатели могут использоваться в нескольких ключевых аспектах деятельности. Это подтверждается примерами, приведенными Капланом и Нортоном. 


Источник:
Книга «Внедрение системы сбалансированных показателей: оценка деятельности компании»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательна ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua