Целостность благодаря взаимосвязанным показателям
Структурирование целей компании должно быть дополнено сведением воедино и связыванием отдельных показателей. Это необходимое условие для целостного управления при помощи ССП. Характер отдельных показателей в качестве ранних и поздних индикаторов обусловлен их логической и временной связью.
В основе ССП лежит принцип целостности. Это значит, что речь не может идти только о том, чтобы выработать для компании стратегические показатели. Необходимо также наложить «фильтр» на разнообразие возможных показателей и выбрать только те, которые оказывают взаимное влияние, которые являются взаимозависимыми.
Эта взаимосвязь должна прослеживаться как горизонтально, т.е. на уровне показателей для предприятия в целом, его сектора или отдела, так и вертикально, т.е. между показателями различных уровней. Эта вертикальная связь особенно важна. Неслучайно при разработке структуры показателей в первую очередь возникает вопрос: что мы можем сделать для стратегической ориентации всего предприятия.
У компании будет часть показателей, которые довольно самостоятельны и связаны лишь с немногими другими показателями. Поэтому при определении связей между показателями важно выявить, какие показатели являются опережающими, а какие запаздывающие. Опережающие индикаторы дают многочисленные и сильные импульсы остальным показателям, а поздние, напротив, скорее подвергаются влиянию, чем оказывают его.
Причинно-следственные взаимосвязи показателей обращают внимание еще на три аспекта.
- Используемые многими компаниями показатели финансовой перспективы и отчасти перспективы клиентов, в большинстве своем являются запаздывающими индикаторами деятельности. Опережающие индикаторы чаще более сильно выражены в перспективах бизнес процессов и кадров.
- Ранние индикаторы общепринято обозначать как «мягкие» показатели, поскольку или они не являются финансовыми по своей природе, или же мы просто не привыкли измерять их относительно точно. Но в их распознавании заключается большая часть инновационной работы, которая связана с ССП.
- Какими бы важными ни были мероприятия, которые мы из стратегических соображений измеряем ранними показателями, в оперативной практике они учитываются гораздо реже. Эти мероприятия стоят денег, а их краткосрочный эффект маловероятен.
Источник:
Книга «Внедрение системы сбалансированных показателей: оценка деятельности компании»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательна ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua