Разработка ССП

Разработка Системы сбалансированных показателей - это процесс, направленный на построение единой системы целей компании. Данный процесс заключается в преобразовании стратегии компании в конкретные стратегические цели и мероприятия. Причем, чем ближе будут мнения менеджмента в вопросе о том, как компания будет противостоять конкурентам, тем более простым будет процесс разработки ССП. Именно потому, что концепция системы сбалансированных показателей предлагает форму представления стратегии, которая выражена в ее составляющих в виде целей, показателей и мероприятий это существенно повышает вероятность реализации стратегических целей компании. Без ясного и глубокого понимания того, что должно быть достигнуто – целей деятельности, построение системы сбалансированных показателей не возможно.


В то же время, наличие полностью проработанной стратегии – это больше похоже на мечту, чем на реалии деятельности. Поэтому необходимо понимать и учитывать то, что не все стратегические вопросы проработаны детально до построения системы сбалансированных показателей. Обычно детализация стратегии и уточнение стратегических целей происходит именно в процессе построения ССП. Но, даже в случае полного согласия с принципиальной стратегической ориентацией компании (которое достигнуто на этапе стратегического анализа), в процессе формулирования конкретных стратегических целей менеджмент компании может придерживаться различных точек зрения относительно того, какими должны быть стратегические цели. У руководителей масса идей, аналитической информации и представлений о будущем развитии – то, что называется базовой стратегической информацией. Нужно понимать, что при разработке ССП важнейшее значение имеют стратегические цели компании. Формулируя цели необходимо их рассматривать как краткие утверждения, описывающие конкретные действия для реализации стратегии. Разработанные цели будут служить связующим звеном между выбранной стратегией и конкретными показателями деятельности, которые компания будет использовать для определения своего успеха в достижении поставленных целей.


Существуют цели, ответственность за достижение которых несет одно подразделение, но в ее достижении участвует несколько подразделений. Такая ситуация может сложиться, когда подразделение отвечающее за выполнение определенной цели не располагает всеми необходимыми ресурсами для ее достижения. Должны ли такие цели быть представлены в ССП этого подразделения? Общий принцип должен быть такой, в ССП включаются те цели, которые находятся в «зоне влияния» данного структурного подразделения. Данный принцип предполагает, что сначала определяются подразделения и компетенции, связанные с достижением конкретной цели, а потом устанавливается четкая ответственность конкретного подразделения или сотрудника. Но возможны случаи включения в ССП подразделения целей, которые касаются деятельности этого подразделения лишь частично.


Стратегические цели, включаемые в ССП – это те решающие цели, от которых в значительной мере зависит результат работы компании. Это цели, которые сложны в реализации и позволяют компании добиться существенных конкурентных преимуществ.


Устанавливая цели необходимо принимать во внимание, что значимость стратегических целей, не должна приводить к недооценке операционных. Иначе это нарушит нормальное протекание оперативной деятельности и может поставить под угрозу существование компании. С точки зрения достижения компанией успеха одинаково важны как стратегические, так и базовые цели. Но в ССП включаются только стратегические цели. Разделение целей на базовые и стратегические происходит не для того, чтобы придать отдельным аспектам деятельности большую или меньшую значимость. Это делается для того, чтобы требования, предъявляемые к компании, стали прозрачными, понятными и управляемыми. Поскольку ССП концентрируется на стратегических целях, она не может заменить систему оперативного контролинга, которая нужна для мониторинга состояния базовых требований, важных для функционирования компании. Цели и показатели, не представленные в ССП, должны фигурировать в системе оперативного планирования, контроля и управления и также согласовываться с исполнителями.


Ведение проекта по построению ССП в компании удобней осуществлять по следующему алгоритму:

  • выяснение стратегии
  • выведение стратегических целей
  • отражение причинно-следственных связей
  • определение измеряемых показателей
  • установление целевых значений для показателей
  • определение стратегических мероприятий
  • интеграция в систему менеджмента
  • планирование каскадирования
  • формирование системы мотивации

Каждый этап базируется на результатах предыдущего этапа. В результате чего получается конкретное руководство по внедрению ССП в компании.


Источник:
Книга «Внедрение системы сбалансированных показателей: оценка деятельности компании»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательна ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua