Роль стратегического планирования в управления компанией

Стратегия определяет рамки будущего развития компании, а именно то - какими видами деятельности она будет заниматься, на каком сегменте рынка будет работать и то, каким образом будут «проинсталлированы» бизнес – процессы компании. В тоже время, основой управления бизнесом является не просто разработка стратегии, а и ее адаптация к специфике деятельности компании с последующей поэтапной реализацией. Стратегия является комплексным планом управления бизнесом компании. Она направлена на укрепление рыночного положения компании и обеспечение координации действий подразделений с возможностью успешно конкурировать на рынке, привлекать клиентов и достигать своих глобальных целей.

Стратегия подразделяется на общекорпоративную, функциональную и операционную. Стратегия корпоративного уровня является инструментом распределения ресурсов между подразделениями. В тоже время, корпоративная стратегия не является суммой составляющих стратегий подразделений. Самостоятельные подразделения имеют свои стратегии – функциональные и операционные, которые должны четко и конкретно описывать цели подразделения – на каких позициях они находятся сейчас и к чему они должно прийти в будущем, а также программу действий – как именно они будут к данной цели двигаться.
Фактически стратегия является набором рекомендаций, которых компания планирует придерживаться для достижения поставленной цели. То есть стратегия это не только то, чем компания будет заниматься в будущем, но это ограничения, чем компания не плнирует заниматься.
Безусловно, ответственным за составление корпоративной стратегии является управление компании даже в тех случаях, когда в штате предприятия есть отдел стратегического развития. Важным моментом при разработке стратегии - является ее оценка на реализуемость. Основным критерием ее реализуемости и оценки целей, является наличие необходимого для достижения этой цели ресурса, в первую очередь капитала. В том случае, когда компания оценивает стратегию как реализуемую - она осуществляет постановку целей для компании и каждого из подразделений.

Процесс выработки стратегии осуществляется путем выбора направления развития компании. Данный выбор будущего развития компании описывается двумя основными составляющими:

  •  Миссией компании
  •  Видением развития

Миссия компании определяет положение и бизнес компании в настоящий момент, а также долгосрочный курс, который на основе миссии определит стратегический путь развития компании. При формулировании миссии компании необходимо описание трех основных ее элементов:

  • Потребностей покупателя т.е. то, что должна удовлетворить компания
  • Кто будет являться объектом обслуживания – группа покупателей
  • Действия, технологии и знания – т. е. как компания создает потребительскую ценность и удовлетворяет потребности клиентов

Если это обобщить, то бизнес компании определяется покупательскими потребностями, которые она удовлетворяет; целевыми группами потребителей с которыми она работает; действия, которые она предпринимает; технологиями и знаниями, которыми компания обладает.
На базе миссии компания формирует стратегическое видение своего развития. Обычно стратегическое видение определяется минимум на пять лет и содержит в себе следующие элементы:

  •  Изменения в том сегменте рынка, на котором работает компания и их влияние на развитие компании
  •  Изменение потребностей покупателей, которые компании необходимо удовлетворить
  •  Изменение и появление новых потребительских сегментов, которые желательно освоить
  •  Новые географические или товарные рынки, на которые необходимо выйти
  •  Имидж компании через пять лет и ее будущее

Процесс разработки стратегии компании основан на изучении всех возможных направлений развития деятельности и заключается в выборе общего направления, рынков для освоения, обслуживаемых клиентских сегментов, моделей бизнеса, методов конкуренции. То есть стратегия – это выбор путей развития и методов ведения бизнеса, которые направлены на достижение целей компании.

Стратегия неразрывно связана с моделью бизнеса, то есть экономической составляющей стратегического развития. Модель бизнеса на основании показателей прибыли, издержек, получаемых в результате реализации стратегии, показывает, насколько экономическая составляющая стратегии обеспечивает жизнеспособность компании.
Стратегия задает ориентиры деятельности во всех сферах деятельности компании, и определяет основу для координации деятельности всех подразделений компании.

Логическим завершением выбора направления стратегического развития компании является постановка целей, которых должна достигнуть компания в течении периода стратегического планирования.


 

Источник:
Книга «Бюджетирование от стратегии до бюджета: пошаговое руководство»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.

При использовании материалов статьи обязательна ссылка на сайт "Академия развития Лидеров" http://beleader.com.ua/