Выбор финансовых показателей. Типовые финансовые показатели

Как и все показатели ССП, финансовые показатели должны быть прямым переводом стратегии компании. Стратегии описывают отличительные мероприятия, приводящие в конечном итоге к успеху, следовательно, может быть большое разнообразие показателей в каждой составляющей ССП, в том числе, и в финансовой. На практике компании опираются на показатели, относящиеся к трем областям:

  • росту
  • прибыльности
  • созданию стоимости

Такие показатели как доход от новых продуктов и доля целевого рынка являются очень важными для определения степени достижения цели. Хотя целью является рост, критерием успеха коммерческих организаций всегда служит прибыльность. Поэтому наиболее распространены в использовании такие финансовые показатели как чистый доход и прибыль в % от продаж, валовая маржа, доход от новых продуктов. Всегда важно понимать какой ценой получен рост продаж и прибыль. Для понимания дают ли финансовые инвестиции дополнительную стоимость компании оперируют понятием добавленная экономическая стоимость. Добавленная экономическая стоимость является разницей между операционной прибылью после уплаты налогов минус затраты на капитал.


Но даже в тех случаях, когда рост и прибыльность представляют большую ценность при рассказе о стратегии компании нельзя опираться только на них.


Важно чтобы все показатели финансовой составляющей в ССП соответствовали выбранной стратегии. Показатели, выбранные для финансовой составляющей, помогут выбрать курс для всех остальных показателей, поэтому необходимо убедиться, что они соответствуют целям стратегического плана. Показатели финансовой составляющей должны учитывать специфику именно вашей компании.


Как было отмечено, основной задачей целевых финансовых показателей компании является максимизация ее стоимости. Поэтому дерево показателей (драйверов) в рамках финансовой перспективы в качестве показателя верхнего уровня должно содержать показатель, отражающий процесс создания стоимости. Таким показателем может выступать экономическая добавленная стоимость (далее EVA). Более низкие уровни иерархии дерева показателей должны включать различные финансовые параметры, влияющие на доходы, капитал и стоимость капитала, т.е. влияющие на EVA.


На наш взгляд, EVA является наиболее подходящим показателем, так как он отражает процесс создания стоимости и может быть рассчитан не только для предприятий, акции которых котируются на открытом рынке. В этом его преимущество пере другим стоимостным показателем – Market Value Added (MVA).


EVA определяется как разница между чистой операционной прибылью после налогообложения и затратами на капитал за тот же период: 

EVA = EBIT * (1-T) – Kw * C,
Где EBIT – величина доходов до уплаты налогов и процентов;
T – ставка налога на прибыль (в долях единицы);
Kw – средневзвешенная цена капитала (WACC);
C – стоимостная оценка капитала. 

В случае если EVA больше 0, то компания приносит прибыль превышающую затраты на капитал, что является основой создания стоимости. Т.е. если EVA>0, то компания создает стоимость, если EVA<0 – то разрушает ранее созданную стоимость. 


Источник:
Книга «Внедрение системы сбалансированных показателей: оценка деятельности компании»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательна ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua