Бюджет закупок товаров и коммерческой продукции

 

В бюджете закупок товаров и коммерческой продукции включается информация, характеризующая эффективность бизнес процесса закупок товаров и другой коммерческой продукции компании, предназначенной для реализации.

 

В данном бюджете отражается информация о закупках товаров и коммерческой продукции, разбитых по периодам и содержащих следующие данные:

 

  • Объем закупок
  • Цены закупок
  • Общих сумм затрат на закупки товаров
  • Сумм складских запасов товаров и коммерческой продукции
  • Оборачиваемости товарных запасов
  • График платежей за товар и коммерческую продукцию
  • Оборачиваемости кредиторской задолженности
  • Удельный вес договоров на предоплате в общем объеме закупок

Бюджет закупок товаров и коммерческой продукции должен содержать установленные нормативы остатков товарных запасов и коммерческой продукции на начало и конец отчетного периода. Суммы закупок являются производной от продаж продукции. Поэтому остатки товаров и другой коммерческой продукции могут быть нормированы в виде фиксированных сумм и количеств товаров на начало и конец периода. Данные нормы закрепляются за ответственными лицами отдела снабжения. Менеджер отдела снабжения обязан контролировать соответствие реализации товаров и продукции и его закупок. Так, если норма остатка склада по товару № 125 на начало периода составляет 10 000 грн и к-во 100 шт, данная норма остатка является нормой, то при плане продаж в ценах себестоимости 50 шт на 5 000 грн, закупки за этот период должны составить 5 000 грн. Соответственно, если темпы продаж отличаются от плановых закупки должны быть скорректированы для соблюдения нормы остатка на конец периода.


Второй способ фиксирования остатка склада в виде процента от продаж следующего периода. К примеру, товар № 122 нормируется в виде остатка склада, соответствующего 120 % продаж следующего отчетного периода. Тогда, при планировании продаж на следующий отчетный период в сумме 10 000 грн, остаток склада на начало периода не должен превышать 12 000 грн.


В данных расчетах бюджета допускается погрешность планирования равная 5%. То есть, при отклонении показателей от плана более, чем на 5% необходимо вносить изменения в бюджет и согласовывать закупки данной продукции вместе с внесением изменений в бюджет.

Бюджет снабжение товарами и другой коммерческой продукцией может также содержать информацию о затратах снабженческой логистики, которые могут включать в себя такие виды затрат как:

  • транспортировку закупленных товаров и коммерческой продукции до складов хранения
  • страховку груза до его доставки на склады
  • таможенную очистку приобретенной продукции

Все эти виды расходов будут включены в бизнес-процесс снабжения и должны увеличить себестоимость приобретенного товара или коммерческой продукции.


Учитывая, что от затрат снабженческой логистики зависит эффективность всего бизнес-процесса закупок, то показатели деятельности снабженческой логистики целесообразно вынести в отдельные таблицы – мини-бюджеты для упрощения формирования бюджета закупок товаров и коммерческой продукции, а также составления графиков оплат поставщикам услуг, относящихся на себестоимость закупаемой продукции. Если номенклатура закупаемой продукции велика, то мини бюджеты снабженческой логистики можно разбить на несколько видов:

  • бюджет услуг по транспортировке, относящихся на себестоимость продукции
  • бюджет услуг по таможенной очистке, относящийся на себестоимость продукции
  • бюджет услуг страхования грузов, относящийся на себестоимость продукции.

Данные бюджеты необходимо составлять в виде удельных показателей затрат (%) – нормативов к закупочной (реализационной) стоимости продукции. На основании данного бюджета удельных показателей рассчитать бюджет в абсолютных стоимостных показателях.


Источник:
Книга «Бюджетирование от стратегии до бюджета: пошаговое руководство»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательа ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua