Бюджеты закупок компании в бизнес–процессе «Снабжение»

Одним из важнейших процессов, который существенно влияет на эффективность всего бизнеса компании, является бизнес процесс снабжения (закупок) компании. Огромная роль данного процесса в деятельности компании связана с тем, что большую часть полной себестоимости продукции компании составляет стоимость товаров или приобретаемых ресурсов и услуг. Поэтому от эффективности данного бизнес-процесса зависит вся деятельность компании. Снижение себестоимости закупок всего на один процент может привести к значительному увеличению прибыли компании.


Эффективность бизнес-процесса снабжения зависит от нескольких факторов. Во-первых, это стоимость товаров (материалов, сырья) у поставщиков. Чем более низких цен смогут добиться от поставщиков менеджеры отдела снабжения, тем больший вклад в эффективность деятельности по закупкам они привнесут.


Во-вторых, одну из важнейших ролей в закупках будет играть логистическая цепочка компании.


Затраты связанные с закупкой, доставкой, таможенной очисткой, хранением и стоимостью капитала, замороженного в запасах являются теми видами затрат данного бизнес-процесса, оптимизация которого приведет к дополнительной прибыли компании.


Регламентация бизнес-процесса закупок позволит более эффективно им управлять.


Как правило, для выбора оптимальных условий закупок компании устраивает тендеры для выявления лучших условий поставщиков. Если тендерная система является одной из составляющих регламента закупок, то можно быть уверенным в более оптимальных ценовых условиях работы компании.


Бизнес-процесс снабжения (закупок) как правило, входит в компетенцию директора по логистике или должности, аналогичной по функциям. Управление логистикой подразумевает как снабжение, а также транспортировку и хранение продукции.


Бюджет закупок позволяет контролировать самую существенную часть затрат на закупку товаров, продукции или сырья. Этот вид бюджета позволяет управлять как суммой активов в складских запасах, так и объемным значением закупок, а также ценовым фактором закупки.


Бюджет закупок компании требует пристального внимания со стороны руководства компании. Данный бюджет должен контролироваться со стороны компании как по объемному исполнению (суммам закупок) так и по их ценам. Для контроля за закупками компания должна установить нормативы остатков запасов товаров, сырья и материалов и постоянно контролировать эти показатели. Контроль закупочных цен в компании позволит отслеживать и своевременно реагировать на изменение рентабельности, связанной с изменением (как правило, в сторону увеличения) закупочных цен на продукцию. Также это позволит исключить «мотивацию» поставщиками сотрудников отдела снабжения.


В тех случаях, когда у компании ассортимент закупаемой продукции очень велик и контролировать весь объем закупок по ценам проблематично – необходимо сосредоточить усилия на контроле за теми закупками, удельный вес которых в общем объеме закупок имеет большую долю.


При подготовке плана закупок изменение цен на продукцию должно проходить согласование с финансовой дирекцией компании. В некоторых случаях компании создаются специальные комитеты по закупкам, в обязанности которых входит утверждение и согласование закупочных цен компании.

Объекты бюджетирования для бизнес – процесса «Закупки»:

  • Бюджеты закупок оргтехники и программного обеспечения
  • Бюджеты закупок на обслуживание транспорта
  • Бюджеты хозяйственных закупок для нужд офиса

Источник:
Книга «Бюджетирование от стратегии до бюджета: пошаговое руководство»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательа ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua