Бюджеты бизнес-процесса «Продажи»
![](http://beleader.com.ua/images/360/1411.jpg)
Сбыт продукции компании является одним из важнейших бизнес-процессов компании. От эффективности деятельности данного процесса во многом зависит финансовый результат деятельности всей компании.
При бюджетировании данного бизнес-процесса необходимо помнить о том, что любой процесс необходимо оценивать с точки зрения финансов, того - что будет бюджетироваться, а также проводить оценку нефинансовых показателей. Получение и оценку нефинансовых показателей также необходимо осуществлять в рамках «внебалансового учета». Нефинансовые показатели и их оценку, плановые и фактические значения также необходимо учитывать. Но, так как эти показатели не имеют финансовой оценки, но требуют сопоставления с запланированными показателями, прямо не выраженными в стоимостных показателях, его необходимо вынести в рамках управления по принципу «внебалансового бюджетирования».
Для построения бюджетов бизнес - процесса «Продажи» необходимо определим границы данного бизнес-процесса. В нашем случае бизнес процесс «продажи» будет включать в себя выполняемые функции организации от разработки ценовой стратегии, сегментирования рынка и выявления потребностей клиентов до разработки прогноза продаж и продажи товаров и услуг компании. Процесс обработки заказов вынесен за рамки бизнес – процесса продажи в отдельный процесс.
На бизнес-процесс «продажи» кроме сбытовых подразделений могут влиять и подразделения обработки, транспортировки и другие. Владельцем процесса продаж должно быть лицо ответственное за продажи, к примеру, директор по продажам, либо лицо выполняющее эти функции по сути.
С точки зрения бюджетирования данный бизнес –процесс является достаточно сложным. Его сложность заключается в первую очередь в сложности планирования продаж. Но любой неопределенностью все равно необходимо управлять. Управляемая неопределенность гораздо лучше, чем неуправляемая неопределенность.
Кроме всего прочего, если не существует факторов – ограничителей в компании, то бюджетирование в компании начинается именно с бюджетирования продаж. В случае большой неопределенности при планировании продаж необходимо задавать минимальные значения продаж. Так как расходная часть бюджета продаж – бюджет коммерческих расходов вытекает из доходной части бюджета, то, соответственно, сопоставляются планируемые доходы и расходы, которые необходимо понести для достижения запланированного показателя дохода от продаж.
Для бюджетирования бизнес-процесса «Продажи» можно выделить следующие объекты:
- Бюджет продаж по каналам сбыта
- Бюджет продаж по продуктовым группам
- Бюджет продаж по регионам
- Бюджет продаж по подразделениям
Набор финансово-экономических показателей бизнес – процесса «Продажи» будет содержаться в двух бюджетах: бюджетах продаж и бюджете коммерческих расходов. Эти два бюджета должны быть взаимоувязаны между собой и рассматриваться совместно. Такое требование связано с тем, что затратная часть бюджета проистекает из его доходной части. Поэтому бюджет продаж показывает планируемые доходы компании, а бюджет коммерческих расходов показывает запланированные расходы (в соответствии с планом мероприятий) для достижения заданных показателей доходов.
Разделение цифр коммерческих расходов и продаж на 2 бюджета, вместо одного сделано с целью удобства составления. Потому как некоторые цифры коммерческих расходов напрямую связанны с объемами продаж и они могут быть составлены по факту составления бюджета продаж. Но, данные доходов от продаж и расходов, планируемых понести для осуществления этих продаж, должны быть рассмотрены совместно. В том случае, если компания не выходит на запланированную прибыль от продаж, должен быть пересмотрен и бюджет коммерческих расходов.
Одной из наиболее распространенных ошибок при утверждении бюджета продаж – его утверждение без оценки ресурсов, которые необходимо потратить для достижения запланированных цифр продаж.
Для оценки бизнес процесса «Продажи» в бюджетах должны быть представлены не только объемы продаж, но и такие показатели как маржинальная прибыль, удельный вес и абсолютный показатель коммерческих расходов в продажах. Кроме всего прочего, необходимы показатели используемых активов для продаж такие как, складские остатки запасов, дебиторская задолженность покупателей и т.д.
Финансовые показатели для бюджета продаж:
- Рост продаж
- Рост продаж по старым продуктовым группам
- Объем продаж
- в т.ч по существующим продуктам
- по новым продуктовым направлениям
- Маржинальная рентабельность
- Маржинальная прибыль
- Удельный показатель коммерческих затрат (к объему продаж)
- Коммерческие затраты
- % транспортных затрат в продажах
- Транспортные расходы
- % расходов на продвижение в продажах
- Расходы на продвижение
- % переменных расходов в продажах
- Сумма постоянных расходов
Нефинансовые показатели для бюджета продаж:
Стратегические цели, связанные с продажами
- Доля рынка компании (подразделения)
- Рост рынка
- Рост продаж по существующим продуктовым группам
- Рост продаж за счет новых продуктовых групп
- Доля закупок в % от продаж
- ROS (рентабельность продаж)
- Маржа
- % операционных издержек
- Период оборачиваемости запасов
Клиентская составляющая продаж
- К-во клиентов в компании
- % вновь приобретенных клиентов
- % утерянных клиентов
- Затраты на привлечение нового клиента
- Прибыльность клиента
- Индекс удовлетворенности клиентов (CSI)
- Уровень лояльности клиентов
- Число опросов удовлетворенности потребителей
- Число рыночных исследований
- К-во посещений клиентов представителями компании
- % возврата товара
- % затрат на маркетинг в продажах
- % брака
- К-во претензий клиентов
- % залежалых товаров
- К-во потенциальных потребителей
Внутренние бизнес-процессы, связанные с продажами
- Скорость выставления счета
- Время доставки заказа клиенту
- Добавочная стоимость/ издержки на персонал
- Время ответа на претензию клиента
- % операционных затрат в продажах
- Временной цикл формирования (обработки) заказа клиенту
Показатели деятельности сотрудников, связанные с продажами (производительность и эффективность)
- Маржинальный доход / к-во работников
- К-во клиентов на одного торгового представителя (продавца)
- % от объема продаж на одного продавца
- Доход от продаж / сотрудника торгового отдела
- Маржинальный доход/ сотрудника отд. Продаж
- Расходы на обучение сотрудников (% от продаж)
Источник:
Книга «Бюджетирование от стратегии до бюджета: пошаговое руководство»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательа ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua