Бюджеты бизнес-процесса «Управление»
Как уже отмечалось ранее существуют основные процессы в компании такие как продажи, снабжение и т.д, а также вспомогательные бизнес-процессы, которые состоят из:
- Управление финансами
- Управление персоналом
- Управление развитием
- Управление ИТ
Данные вспомогательные бизнес-процессы объединяются одним общим понятием процесса управления или администрирования.
Каковы составляющие каждого процесса и в чем возможно увеличение эффективности деятельности в данном бизнес-процессе. Важно отметить, что от эффективности управления компанией очень сильно зависит финансовый результат ее деятельности.
В рамках бизнес-процесса «управление» осуществляется управление основными четырьмя областями: - финансами, информационными технологиями, персоналом и развитием. От эффективности каждой составляющей бизнес-процесса зависит финансовый результат деятельности компании в целом.
Так в процессе реализации бизнес-процесса управления развитием определяется миссия, стратегия и видение компании. От правильности выбранной концепции развития бизнеса и стратегии прибыль компании как может и возрасти на порядок, так компания может и оказаться в убытках. Определение целей для подразделений компании (бизнес – единиц) позволит как эффективно управлять бизнес единицами с помощью управления по целям, так и уменьшить затраты на контроль за действиями.
Оптимизация бизнес-процессов и улучшение показателей деятельности, например, временного цикла заказа позволит увеличить удовлетворенность клиентов, что в конечном итоге приведет к увеличению продаж и прибыли.
Управление персоналом позволит проводить обучение и развитие персонала, что будет выражаться в более эффективной его работе, что будет приводить к уменьшению издержек. Также результатом данного бизнес-процесс будет выработка оптимальных схем мотивации, которые будут позволять с меньшими затратами достигать поставленных целей.
Управление информационными технологиями должно позволить, в том числе, автоматизировать процессы, что будет приводить к снижению издержек на его осуществление.
Роль управления финансами расписана на протяжении всей книги, поэтому актуальность данного процесса рассматривать не будем.
Также в процессе управления разрабатываются нормативы и критерии оценки деятельности как компании в целом, так и отдельно взятого подразделения и сотрудника. Наверное, оценка деятельности управления компанией и ее эффективности наиболее сложный бизнес-процесс, мало поддающийся регламентации и какому-то нормированию. Существуют только удельные показатели затрат на управление, которые могут составлять до 5% от объемов продаж.
Затраты на управление могут быть разделены по подразделениям, но также иметь и общую составляющую для всех подразделений.
Естественно, что перечень типовых бизнес-процессов компании, приведенный в книге ранее может иметь место не у всех организаций, а только у очень крупных. Тем не менее, даже если некоторых процессов в компании не будет, то существующие процессы будут оптимизироваться и деятельность фирмы будет направлена на постоянное улучшение бизнес-процессов.
Некоторые бизнес-процессы могут присутствовать в компании, но выделить их в самостоятельный процесс будет проблематично. Например, такой процесс как разработка стратегии. Какой ресурс потребляется данным процессом? Можем ли мы его нормировать? Затратил ли Генеральный директор 1% своего времени или 3%. Как мы это будем считать и нужно ли нам это. Другое дело, когда компания создала у себя подразделение стратегического планирования. Тогда весь ресурс, используемый подразделением, будет расходами на данный бизнес-процесс.
Бюджет расходов на управление необходимо составлять в разрезе подразделений. Эффективность бизнес-процесса «Управление» в целом будет определяться суммарными расходами на управление (административными), а также долю данных расходов в выручке. Также данные расходы должны быть разбиты в разрезе подразделений и статей. Пример формата бюджета расходов на управление приведен ниже.
Статьи бюджета административных расходов
- Суммарные административные расходы
- Доля административных расходов в выручке
- Административные расходы в разрезе подразделений
-
Управление (руководители компании)
- Расходы на оплату труда
- Налоги с ФОТ
- Амортизация компьютеров и др ОС
- Командировочные расходы
- Расходы на связь
- Транспортные расходы
- Представительские расходы
- Расходы бумаги и канцтоваров
- Прочие расходы
-
Финансовая дирекция
- Расходы на оплату труда
- Налоги с ФОТ
- Амортизация
- Командировочные расходы
- Расходы на связь
- Транспортные расходы
- Представительские расходы
- Материальные расходы (в т.ч бумага, канцтовары)
- Обучение персонала
- Прочие расходы
-
Дирекция ИТ
- Расходы на оплату труда
- Налоги с ФОТ
- Амортизация
- Командировочные расходы
- Расходы на связь
- Транспортные расходы
- Представительские расходы
- Материальные расходы (в т.ч бумага, канцтовары)
- Обучение персонала
- Прочие расходы
-
Дирекция по персоналу
- Расходы на оплату труда
- Налоги с ФОТ
- Амортизация
- Командировочные расходы
- Расходы на связь
- Транспортные расходы
- Представительские расходы
- Материальные расходы (в т.ч бумага, канцтовары)
- Обучение персонала
- Прочие расходы
-
Отдел АХО
- Расходы на оплату труда
- Налоги с ФОТ
- Амортизация
- Командировочные расходы
- Расходы на связь
- Транспортные расходы
- Представительские расходы
- Материальные расходы (в т.ч бумага, канцтовары)
- Обучение персонала
- Прочие расходы
-
Юридический отдел
- Расходы на оплату труда
- Налоги с ФОТ
- Амортизация
- Командировочные расходы
- Расходы на связь
- Транспортные расходы
- Представительские расходы
- Материальные расходы (в т.ч бумага, канцтовары)
- Обучение персонала
- Прочие расходы
-
Общефирменные расходы
- Расходы на аренду офиса
- Расходы на охрану
- Расходы по банковскому обслуживанию
- Проценты по привлеченным средствам
- Пени, штрафы
- Прочие расходы
-
Налоги уплаченные
-
Общефирменные налоги
- НДС
- Налог на прибыль
- Налог на рекламу
- Налог с владельцев транспортных средств
- Налог на землю
- Налог за загрязнение окружающей среды
- Коммунальный налог
- ПФ с покупки валюты и авто
- Другие налоги
-
Налоги по подразделениям
-
Отдел продаж
- Налог на ФОТ сотрудников отдела
-
Отдел маркетинга
- Налог на ФОТ сотрудников отдела
-
Отдел N
-
Итого
Источник:
Книга «Бюджетирование от стратегии до бюджета: пошаговое руководство»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательа ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua