Бюджеты бизнес-процесса «Управление»

Как уже отмечалось ранее существуют основные процессы в компании такие как продажи, снабжение и т.д, а также вспомогательные бизнес-процессы, которые состоят из:

  • Управление финансами
  • Управление персоналом
  • Управление развитием
  • Управление ИТ

Данные вспомогательные бизнес-процессы объединяются одним общим понятием процесса управления или администрирования.


Каковы составляющие каждого процесса и в чем возможно увеличение эффективности деятельности в данном бизнес-процессе. Важно отметить, что от эффективности управления компанией очень сильно зависит финансовый результат ее деятельности. 

В рамках бизнес-процесса «управление» осуществляется управление основными четырьмя областями: - финансами, информационными технологиями, персоналом и развитием. От эффективности каждой составляющей бизнес-процесса зависит финансовый результат деятельности компании в целом.


Так в процессе реализации бизнес-процесса управления развитием определяется миссия, стратегия и видение компании. От правильности выбранной концепции развития бизнеса и стратегии прибыль компании как может и возрасти на порядок, так компания может и оказаться в убытках. Определение целей для подразделений компании (бизнес – единиц) позволит как эффективно управлять бизнес единицами с помощью управления по целям, так и уменьшить затраты на контроль за действиями.


Оптимизация бизнес-процессов и улучшение показателей деятельности, например, временного цикла заказа позволит увеличить удовлетворенность клиентов, что в конечном итоге приведет к увеличению продаж и прибыли.


Управление персоналом позволит проводить обучение и развитие персонала, что будет выражаться в более эффективной его работе, что будет приводить к уменьшению издержек. Также результатом данного бизнес-процесс будет выработка оптимальных схем мотивации, которые будут позволять с меньшими затратами достигать поставленных целей.


Управление информационными технологиями должно позволить, в том числе, автоматизировать процессы, что будет приводить к снижению издержек на его осуществление.


Роль управления финансами расписана на протяжении всей книги, поэтому актуальность данного процесса рассматривать не будем.


Также в процессе управления разрабатываются нормативы и критерии оценки деятельности как компании в целом, так и отдельно взятого подразделения и сотрудника. Наверное, оценка деятельности управления компанией и ее эффективности наиболее сложный бизнес-процесс, мало поддающийся регламентации и какому-то нормированию. Существуют только удельные показатели затрат на управление, которые могут составлять до 5% от объемов продаж.


Затраты на управление могут быть разделены по подразделениям, но также иметь и общую составляющую для всех подразделений.


Естественно, что перечень типовых бизнес-процессов компании, приведенный в книге ранее может иметь место не у всех организаций, а только у очень крупных. Тем не менее, даже если некоторых процессов в компании не будет, то существующие процессы будут оптимизироваться и деятельность фирмы будет направлена на постоянное улучшение бизнес-процессов.


Некоторые бизнес-процессы могут присутствовать в компании, но выделить их в самостоятельный процесс будет проблематично. Например, такой процесс как разработка стратегии. Какой ресурс потребляется данным процессом? Можем ли мы его нормировать? Затратил ли Генеральный директор 1% своего времени или 3%. Как мы это будем считать и нужно ли нам это. Другое дело, когда компания создала у себя подразделение стратегического планирования. Тогда весь ресурс, используемый подразделением, будет расходами на данный бизнес-процесс.


Бюджет расходов на управление необходимо составлять в разрезе подразделений. Эффективность бизнес-процесса «Управление» в целом будет определяться суммарными расходами на управление (административными), а также долю данных расходов в выручке. Также данные расходы должны быть разбиты в разрезе подразделений и статей. Пример формата бюджета расходов на управление приведен ниже.


Статьи бюджета административных расходов

  • Суммарные административные расходы
  • Доля административных расходов в выручке
  • Административные расходы в разрезе подразделений
  • Управление (руководители компании)
  • Расходы на оплату труда
  • Налоги с ФОТ
  • Амортизация компьютеров и др ОС
  • Командировочные расходы
  • Расходы на связь
  • Транспортные расходы
  • Представительские расходы
  • Расходы бумаги и канцтоваров
  • Прочие расходы
  • Финансовая дирекция
  • Расходы на оплату труда
  • Налоги с ФОТ
  • Амортизация
  • Командировочные расходы
  • Расходы на связь
  • Транспортные расходы
  • Представительские расходы
  • Материальные расходы (в т.ч бумага, канцтовары)
  • Обучение персонала
  • Прочие расходы
  • Дирекция ИТ
  • Расходы на оплату труда
  • Налоги с ФОТ
  • Амортизация
  • Командировочные расходы
  • Расходы на связь
  • Транспортные расходы
  • Представительские расходы
  • Материальные расходы (в т.ч бумага, канцтовары)
  • Обучение персонала
  • Прочие расходы
  • Дирекция по персоналу
  • Расходы на оплату труда
  • Налоги с ФОТ
  • Амортизация
  • Командировочные расходы
  • Расходы на связь
  • Транспортные расходы
  • Представительские расходы
  • Материальные расходы (в т.ч бумага, канцтовары)
  • Обучение персонала
  • Прочие расходы
  • Отдел АХО
  • Расходы на оплату труда
  • Налоги с ФОТ
  • Амортизация
  • Командировочные расходы
  • Расходы на связь
  • Транспортные расходы
  • Представительские расходы
  • Материальные расходы (в т.ч бумага, канцтовары)
  • Обучение персонала
  • Прочие расходы
  • Юридический отдел
  • Расходы на оплату труда
  • Налоги с ФОТ
  • Амортизация
  • Командировочные расходы
  • Расходы на связь
  • Транспортные расходы
  • Представительские расходы
  • Материальные расходы (в т.ч бумага, канцтовары)
  • Обучение персонала
  • Прочие расходы
  • Общефирменные расходы
  • Расходы на аренду офиса
  • Расходы на охрану
  • Расходы по банковскому обслуживанию
  • Проценты по привлеченным средствам
  • Пени, штрафы
  • Прочие расходы
  • Налоги уплаченные
  • Общефирменные налоги
  • НДС
  • Налог на прибыль
  • Налог на рекламу
  • Налог с владельцев транспортных средств
  • Налог на землю
  • Налог за загрязнение окружающей среды
  • Коммунальный налог
  • ПФ с покупки валюты и авто
  • Другие налоги
  • Налоги по подразделениям
  • Отдел продаж
  • Налог на ФОТ сотрудников отдела
  • Отдел маркетинга
  • Налог на ФОТ сотрудников отдела
  • Отдел N
  • Итого

Источник:
Книга «Бюджетирование от стратегии до бюджета: пошаговое руководство»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательа ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua