Методики бюджетирования

Обычно используют два основных методических подхода к бюджетированию:

  • Построение бюджетов на основе финансовой структуризации – бюджетирование по ЦФО
  • На основе выделения бизнес-процессов (видов деятельности) – АВВ –бюджетирование.

Традиционно компаниями используется модель бюджетирования построенная на основе финансовой структуры. Использование данной методики позволяет ответить на вопрос кто и сколько зарабатывает и тратит в компании, а также какова эффективность этих расходов. Методика бюджетирования на основе финансовой структуры заключается в формировании финансовой структуры на базе организационной с закреплением финансовой ответственности и полномочий за руководителями центров финансовой ответственности. Механизм финансовой структуризации приведен в дальнейших разделах книги. Несмотря на широкое использование данной методики для целей бюджетирования она вызывает определенные трудности, как правило, организационного порядка. Основная трудность заключается в распределение функциональных обязанностей за подразделениями с жесткой фиксацией границ финансовой ответственности, а также прав и обязанностей. Финансовое структурирование компании производится на базе организационной структуры. Финансовое структурирование позволяет, по крайней мере, навести порядок в организационной структуре и сделать ее более управляемой.


Вторая, более «продвинутая» методика, предполагает построение бюджетирования на базе выделения бизнес-процессов компании с закреплением полномочий и ответственности за ресурсы, но только на базе структурирования деятельности компании не по функциям, а по выполняемым бизнес-процессам в компании с закреплением ответственных за бизнес-процессы. Данная методика также требует очертания границ бизнес-процессов с назначением ответственного лица за результаты бизнес-процессов и наделением полномочий и ответственности за ресурсы, потребляемые бизнес-процессами. Данная методика используется компаниями намного реже в силу более высоких требований к структурированию деятельности компании. Однако, обе методики имеют общую логику построения бюджетирования. Модель бюджетирования на основе бизнес-процессов позволяет оценить эффективность процессов компании и увидеть резерв для их оптимизации. Модель бюджетирования на основе финансового структурирования позволяет оптимизировать результаты деятельности и использования ресурсов подразделений.


Описывая методики бюджетирования необходимо отметить существование таких методик бюджетирования с заданными показателями деятельности «сверху» методика «сверху-вниз» и бюджетирование «снизу в верх», которая базируется на формировании бюджетов исходя из запланированных целей подразделений. Основной применения данных методик является принцип формирования целей и установок для бюджетирования. В случае использования методики «сверху-вниз» цели и задачи для компании устанавливаются на верхнем уровне управления. Целевые установки деятельности компании детализируются на уровне подразделений и исходя из них рассчитываются бюджеты в подразделениях.


В случае бюджетирования «снизу – вверх» бюджеты рассчитываются путем установки планов на следующий период через приращение показателей прошлого периода. На основании данных планов рассчитываются бюджеты, которые утверждаются на верхнем уровне управления. Но обычно в бюджетировании используется два этих подхода смешано. 


Источник:
Книга «Бюджетирование от стратегии до бюджета: пошаговое руководство»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательа ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua