Объекты бюджетирования
Управление холдингом, компанией или отдельно выделенным бизнесом в рамках компании, а также любым другим объектом управления предполагает выделение границ данного объекта для управления. Бюджетное управление предполагает выделение объектов бюджетного управления.
Выделение объектов бюджетирования является не простой задачей. И в первую очередь, сложность данной задачи обусловлена определением объектов управления компании, по которым будет проводиться полный управленческий цикл. Как мы уже отмечали, данный цикл управления включает планирование, анализ и контроль исполнения, а также управленческое воздействие по итогам управленческой деятельности. То есть для выделения объектов бюджетирования нам необходимо выделить те объекты, по которым мы будем осуществлять управление и, соответственно, они станут объектами бюджетного управления. Принятием решения об управлении данными объектами бюджетирования требует осуществление планирования для данных объектов бюджетирования. К сожалению, пока не все украинские компании осознают необходимость планирования и не любят «тратить драгоценное время» на планирование. В результате либо планы «кривые», либо они формальны. Поэтому, если финансово экономические планы составляются в отрыве от планирования деятельности компании, то они в лучшем случае будут прогнозами деятельности. Необходимо отметить отличительную черту плана и прогноза. При планировании и не достижении запланированных результатов и показателей деятельности осуществляется управленческое воздействие, к примеру депремирование, с целью улучшения эффективности. При прогнозах не только никакого управленческого воздействия не предполагается, более того, ответственность исполнителей в случае не выполнения прогнозных показателей не наступает, так как не предполагается по определению.
Для полноценного управления в компании необходимо выделить объекты управления, которые станут объектами бюджетного управления. Так как объектов управления предприятием может быть огромное множество и поэтому в компании может сниматься тысячи различных показателей деятельности для осуществления управления. Но этого обычно не делают по той причине, что внимание «размывается» в результате чего осуществление управления затруднено, как собственно и оценивать степень достижимости цели. Для этого компания выделяет главные объекты управления, на которых концентрирует свое внимание для управления своей деятельностью.
Аналогичным образом, объектов бюджетирования в компании может быть выделено огромное количество, по каждому из которых можно отслеживать бюджетные показатели. Но в данном случае, внимание также будет размыто, а контроль достижения бюджетных целей будет затруднен, а ресурсы, затраченные на бюджетирование, могут не окупить пользы от его внедрения. Для этого компании необходимо определиться с основными объектами бюджетирования для осуществления бюджетного управления.
Как правило, для целей бюджетирования в компании выделяют такие объекты, как:
- Холдинг или отдельная компания
- Отдельные бизнесы компании
- Центры финансовой ответственности
- Сегмент рынка и группа клиентов
- Продуктовые группы
- Бизнес – процессы
- Проекты
- Проекты развития (инвестиционные) и т.д
Так как управленцев может интересовать информация в самых различных срезах, то фактически любой такой срез может стать объектом бюджетирования. Но, как уже было отмечено, нецелесообразно выделять большое количество объектов бюджетирования по причине «размывания внимания». Поэтому выделяют основные для компании объекты управления, которые и становятся объектами бюджетирования.
Ниже приведены основные для компании объекты бюджетирования, сгруппированные по главным объектам управления.
Такими основными объектами бюджетирования в компании, как правило, являются:
- Компания в целом
- Виды Бизнесов (видов деятельности)
- Бизнес процессы (как объект, использующий ресурсы).
- ЦФО (подразделения)
- Инвестиции
Рассмотрим необходимость составления бюджетов по каждому из указанных объектов.
Компания является основным объектом бюджетирования по причине необходимости планирования и контроля деятельности компании, а также оценки потребности в ресурсах. Достижение стратегических и тактических целей закладывается в бюджетные показатели компании.
Вид бизнеса служит объектом бюджетирования в силу необходимости расчетов рентабельности бизнеса и потребности в его финансировании. В зависимости от организационной структуры осуществляется бизнеса, происходит его бюджетирование. Так если компания занимается разными видами бизнеса, то могут бюджетироваться виды бизнеса. Либо, если бизнес осуществляется в рамках нескольких компаний, которые отвечают каждая за свой бизнес-процесс, бюджетироваться бизнес может по разным компаниям, а отдельно взятая компания может выступать как один ЦФО.
Потребителями ресурсов компании являются бизнес-процессы. От их эффективности зависит эффективность деятельности всей компании. Поэтому важным объектом бюджетирования могут выступать бизнес-процессы компании.
Планировать и отслеживать результаты деятельности компании мы будем путем установки финансовых целей для подразделений. Контроль за достижением заданных целей и показателей мы будем осуществлять с помощью результатов деятельности подразделений, которые для целей бюджетирования будут структурированы в финансовую структуру компании и выделены в центры финансовой ответственности (ЦФО).
Для выбранных объектов бюджетирования будет составляться свой набор бюджетов.
Целью описания объектов бюджетирования является выделение объекта бюджетного управления, определения ответственных подразделений за конкретные показатели эффективности деятельности и потребляемые ресурсы и сформировать форматы бюджетов, которые позволят отслеживать показатели объекта бюджетного управления. К таким показателям могут относиться затраты, используемые активы и т.д.
В качестве основного объекта бюджетирования могут выступать ЦФО (финансовая самостоятельность в пределах выделенных ресурсов, право принятия решения, ответственность за результат).
Осуществление оперативного контроля и управления в рамках бюджетирования необходима организация учета фактических результатов деятельности, причем его построение должно позволять выявлять отклонения от бюджета непосредственно в момент совершения хозяйственной операции.
Источник:
Книга «Бюджетирование от стратегии до бюджета: пошаговое руководство»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательа ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua