Бюджетирование на основе KPI (Key Performance Indicator)

Для того, чтобы идеи и пожелания руководителей компании стали целями и планами, их необходимо четко сформулировать и описать (формализовать). Результат, которого хочется добиться компания должен быть не только формализован, но и понятен всем причастным к достижению данной цели. Кроме того, результат, которого компания хочет добиться должен быть измеримым. Для измерения и оценки результатов деятельности компании необходимо разработать перечень ключевых индикаторов достижения стратегических целей компании. Именно небольшое количество показателей позволяющих оценить степень достижения запланированных целей компании. Кроме того, для достижения стратегической цели, которую мы планируем достичь, к примеру, за пять лет необходимо детализировать и расписать по годам те, результаты, которые должны быть достигнуты в первый, второй, третий год и т.д. То есть для того, чтобы контролировать быстрорастущий бизнес необходимо систематизировать бизнес и построить «мостик» между стратегическими целями и тактическими задачами по их достижению.


Для достижения общей стратегической цели компании необходимо довести данную стратегию до команды - группы людей, объединенных общей целью.


Система показателей деятельности – своеобразная приборная доска бизнеса. Обычно компания формулирует несколько важных для своего бизнеса показателей, определяет частоту их расчетов и цели, которые ставятся перед компанией по этим показателям.


Разработка системы показателей деятельности включает несколько этапов:

  • Определите развитие компании на промежуток времени 3-5 лет (стратегические цели)
  • Определите показатели по которым можно измерить прогресс в достижении целей компании
  • Составление целей по данным показателям (через год, два, три и т.д).
  • Необходимость определения кто будет рассчитывать данные показатели
  • Проранжировать цели по приоритетам
  • Определить как часто будут рассчитываться эти показатели (ежемесячно, ежеквартально и т.д)
  • Сформулировать показатели для подразделений
  • Измерить результаты первого месяца (периода) по сформулированным показателям и сравнить их с целями

Значения ключевых показателей деятельности необходимо разрабатываться на основе стратегического плана и соотнесенных с операционными, инвестиционными и финансовыми бюджетами.


Цели, которые компания ставит перед собой, должны быть не только четкими и обоснованными, но и сбалансированными. Недостаточно просто плана компании снизить затраты на 5%. Данный план вряд -ли будет выполнен в силу своей необоснованности. Правильно было бы сформулировать задачу следующим образом: « в соответствии со стратегическим планом развития в течении пяти лет наша компании должна увеличить объем продаж в 3 раза. Отделу продаж и отделу маркетинга необходимо сформулировать перечень мероприятий, с описанными бюджетными цифрами, который позволит осуществить данную задачу».


В соответствии с бизнес-планом развития сокращение затрат на 5% должно быть достигнуто за счет предоставления скидок поставщиком – за досрочные оплаты (сконто 2%) и снижение операционных издержек на 3% за счет большей автоматизации рабочих мест с помощью разработки дополнительного функционала. В таком случае данный план будет работать – в нем определены источники сокращения издержек.


Если стратегическая задача компании – увеличение рентабельности продаж с 10 до 20%, то реализация данной задачи должна быть реализована в стратегии компании.


Критерием успешности процесса бюджетирования в компании будет служить поддержка реализации стратегического плана компании.

Для определения критериев успешности функционирования бюджетного процесса необходимо:

  • Определить решающие факторы успеха CFS (факторы которые, являются определяющими по конкретной деятельности) по каждой стратегической инициативе
  • Для каждого решающего фактора успеха определить ключевые индикаторы KPI
  • Сформировать для каждого целевого параметра статью бюджета для подсчета KP

Например, повышение рентабельности продаж может быть выражено в виде увеличения объема продаж на 1 продавца (с 180 000 до 200 000) с сохранением издержек. На основе данных показателей можно определить параметры бюджетирования:

  • Объем продаж на одного торгового представителя
  • ЗП торгового представителя
  • Коммерческие расходы

На основании данного KPI эти показатели (их выдерживание) закрепляются за конкретным исполнителем. В таблице приведен пример ключевых показателей деятельности по компании в целом. Далее данные показатели – верхнего уровня должны быть каскадированы на уровень ниже – уровень дирекций (управлений, департаментов) раскрываясь и определяя ключевые показатели деятельности для данного уровня управления. 


Источник:
Книга «Бюджетирование от стратегии до бюджета: пошаговое руководство»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательа ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua