Методика стратегического планирования и управления

Стратегия компании – это способ реализации стратегического видения, выраженный в виде плана действий, направленных на достижение стратегических целей. Как уже было отмечено, стратегия необходима как компании в целом, так и каждому ее подразделению и функциональной единице.

Операционная стратегия определяет что, кто и когда должен делать.

 

Стратегическое планирование заключается в определении и четкой формулировке:

 

  • Миссии предприятия (целевой картины)
  • Целевых показателей (доли рынка, рентабельности, ROI)
  • Стратегий (путей достижения целей)
  • Предпосылок ( предположений о поведении клиентов, конкурентов, поставщиков)
  • Мероприятий (требований)

Разработка стратегии компании не является задачей исключительно топ менеджеров компании. В средних и крупных компаниях в разработке стратегии участвуют также руководители функциональных подразделений и оперативный менеджмент – региональные менеджеры по сбыту, закупкам, логистики.

Для однопрофильных компаний разрабатываются стратегии трех уровней:

1. корпоративный (бизнес-стратегия)

  • бизнес стратегии компании – ответственность высшего руководства

2. Функциональные стратегии (ответственность функциональных руководителей)

  • Финансовая стратегия
  • Маркетинговая стратегия
  • Кадровая стратегия
  • И т.д

3. Операционные стратегии (ответственность линейных менеджеров)

  • Стратегии деятельности на определенном рынке сбыта

Бизнес стратегия – это план деятельности и управления подразделением для достижения его оптимальной производительности.
Бизнес стратегия состоит из планов мероприятий по опережению конкурентов за счет улучшения свойств товара, дизайна, повышения качества товаров и услуг, расширения ассортимента, географии рынков и т.д. Также бизнес стратегия призвана обеспечить конкурентные преимущества за счет цены, за счет обслуживания определенной рыночной ниши или специфической категории покупателей. Бизнес стратегия включает в себя также функциональные стратегии:

  • Стратегия продаж
  • Стратегии маркетинга
  • Стратегии управления поставками
  • Финансовой стратегии
  • Кадровой стратегии

Функциональная стратегия – план управления функциональным направлением деятельности, таким как финансы, маркетинг, сбыт, снабжение и т.д.


Функциональная стратегия разворачивает бизнес-стратегию более детально и подробно в разрезе функциональной деятельности компании. Главная ответственность за формирование и развитие функциональной стратегии возлагается на руководителя функциональных единиц и структур. Руководители функциональных служб должны координировать между собой свои стратегии во избежание нескоординированных и конфликтных стратегий.


Операционная стратегия определяет принципы управления звеньями организационной структуры – отделами и решение оперативных задач, таких как закупки, транспортировка, реклама, управление запасами и т.д. Так региональному менеджеру необходима стратегия продаж, адаптированная к данному региону и ориентированная на общую стратегию продаж компании.


Формулирование стратегии – это то, что необходимо сделать компании для постановки бизнес целей и путей их достижения в развитии компании на ближайшие три – пять лет. Формулирование стратегии не простая задача для топ менеджмента предприятия. Многие считают формулирование правильной стратегии развития компании одним из ключевых моментов успешности организации. По материалам, подготовленным Робертом С. Капланом и Дейвидом П. Нортоном реализация стратегии не всегда осуществляется успешно. И это связанно не с неудачной стратегией, а с неумелой ее реализацией. В 1999 году журнал «Форчн» писал, что 70% неудач главных исполнительных директоров компаний были не результатом плохой стратегии, а неудачным ее внедрением. Неутешительную статистику приводят эти Нортон и Каплан – что только 10 % организаций реализуют свою стратегию на практике. И барьерами на пути ее реализации видят следующие причины:

  • Всего лишь 5% работников понимают стратегию
  • Всего лишь 25% менеджеров имеют стимулы, связанные со стратегией
  • В 85% организаций на обсуждение стратегии затрачивается менее часа в месяц
  • В 60% организаций западных компаний отсутствует связь между бюджетами и стратегией

Первый шаг для описания стратегии - определение исходной точки, после проведения анализа, что же из себя представляет компания в настоящее время.


Источник:
Книга «Бюджетирование от стратегии до бюджета: пошаговое руководство»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательа ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua