Методика стратегического планирования и управления
Стратегия компании – это способ реализации стратегического видения, выраженный в виде плана действий, направленных на достижение стратегических целей. Как уже было отмечено, стратегия необходима как компании в целом, так и каждому ее подразделению и функциональной единице.
Операционная стратегия определяет что, кто и когда должен делать.
Стратегическое планирование заключается в определении и четкой формулировке:
- Миссии предприятия (целевой картины)
- Целевых показателей (доли рынка, рентабельности, ROI)
- Стратегий (путей достижения целей)
- Предпосылок ( предположений о поведении клиентов, конкурентов, поставщиков)
- Мероприятий (требований)
Разработка стратегии компании не является задачей исключительно топ менеджеров компании. В средних и крупных компаниях в разработке стратегии участвуют также руководители функциональных подразделений и оперативный менеджмент – региональные менеджеры по сбыту, закупкам, логистики.
Для однопрофильных компаний разрабатываются стратегии трех уровней:
1. корпоративный (бизнес-стратегия)
- бизнес стратегии компании – ответственность высшего руководства
2. Функциональные стратегии (ответственность функциональных руководителей)
- Финансовая стратегия
- Маркетинговая стратегия
- Кадровая стратегия
- И т.д
3. Операционные стратегии (ответственность линейных менеджеров)
- Стратегии деятельности на определенном рынке сбыта
Бизнес стратегия – это план деятельности и управления подразделением для достижения его оптимальной производительности.
Бизнес стратегия состоит из планов мероприятий по опережению конкурентов за счет улучшения свойств товара, дизайна, повышения качества товаров и услуг, расширения ассортимента, географии рынков и т.д. Также бизнес стратегия призвана обеспечить конкурентные преимущества за счет цены, за счет обслуживания определенной рыночной ниши или специфической категории покупателей. Бизнес стратегия включает в себя также функциональные стратегии:
- Стратегия продаж
- Стратегии маркетинга
- Стратегии управления поставками
- Финансовой стратегии
- Кадровой стратегии
Функциональная стратегия – план управления функциональным направлением деятельности, таким как финансы, маркетинг, сбыт, снабжение и т.д.
Функциональная стратегия разворачивает бизнес-стратегию более детально и подробно в разрезе функциональной деятельности компании. Главная ответственность за формирование и развитие функциональной стратегии возлагается на руководителя функциональных единиц и структур. Руководители функциональных служб должны координировать между собой свои стратегии во избежание нескоординированных и конфликтных стратегий.
Операционная стратегия определяет принципы управления звеньями организационной структуры – отделами и решение оперативных задач, таких как закупки, транспортировка, реклама, управление запасами и т.д. Так региональному менеджеру необходима стратегия продаж, адаптированная к данному региону и ориентированная на общую стратегию продаж компании.
Формулирование стратегии – это то, что необходимо сделать компании для постановки бизнес целей и путей их достижения в развитии компании на ближайшие три – пять лет. Формулирование стратегии не простая задача для топ менеджмента предприятия. Многие считают формулирование правильной стратегии развития компании одним из ключевых моментов успешности организации. По материалам, подготовленным Робертом С. Капланом и Дейвидом П. Нортоном реализация стратегии не всегда осуществляется успешно. И это связанно не с неудачной стратегией, а с неумелой ее реализацией. В 1999 году журнал «Форчн» писал, что 70% неудач главных исполнительных директоров компаний были не результатом плохой стратегии, а неудачным ее внедрением. Неутешительную статистику приводят эти Нортон и Каплан – что только 10 % организаций реализуют свою стратегию на практике. И барьерами на пути ее реализации видят следующие причины:
- Всего лишь 5% работников понимают стратегию
- Всего лишь 25% менеджеров имеют стимулы, связанные со стратегией
- В 85% организаций на обсуждение стратегии затрачивается менее часа в месяц
- В 60% организаций западных компаний отсутствует связь между бюджетами и стратегией
Первый шаг для описания стратегии - определение исходной точки, после проведения анализа, что же из себя представляет компания в настоящее время.
Источник:
Книга «Бюджетирование от стратегии до бюджета: пошаговое руководство»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательа ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua