Запаздывающие и опережающие показатели деятельности
Компании в своей деятельности использует два вида индикаторов - запаздывающие и опережающие показатели деятельности.
Запаздывающие показатели / индикаторы деятельности отражают последствия ранее осуществленных действий, а опережающие индикаторы являются факторами, влияющими на результат, который впоследствии будет отражен в запаздывающих индикаторах.
Например, объем продаж – запаздывающий индикатор, а сопряженные с ним опережающие индикаторы (факторами, влияющими на них) являются количество встреч с клиентами (часов, проведенных с клиентами), качество сервиса и т.д. Опережающие индикаторы должны предсказывать результаты, которые найдут отражение в запаздывающих индикаторах в последствии. Запаздывающие показатели – те, которые ориентированы на результаты в конце периода и характеризующие деятельность за прошлый период.
Сбалансированная система показателей должна содержать комплекс как опережающих, так и запаздывающих индикаторов деятельности. Запаздывающие показатели без оценки факторов деятельности не смогут пролить свет нам на то, как мы собираемся достичь результатов. В то же время, опережающие индикаторы, наоборот, могут отражать ключевые улучшения во всей компании. Но сами по себе опережающие индикаторы не показывают, приводят ли эти улучшения к повышению финансовых и клиентских результатов. Определение запаздывающих показателей не вызывает сложности, поскольку язык оценки всегда имеет в своем распоряжении результаты состоявшейся деятельности - объем продаж, прибыль, удовлетворенность клиентов и т.д. Данные показатели могут быть включены в ССП. Данные показатели являются общими для многих компаний. В то же время, опережающие индикаторы будут отличительной чертой для каждой компании, указывая конкретные процессы и действия, которые являются для вашей компании решающими факторами успеха.
Как уже было отмечено, опережающие показатели – являются факторами, влияющими на результат, который после будет оценен запаздывающими индикаторами.
Примеры запаздывающих индикаторов:
- объем продаж
- прибыль
- доля рынка
- удовлетворенность клиентов
- удовлетворенность сотрудников
- и т.д
Пример опережающих индикаторов:
- количество встреч с клиентами
- количество мероприятий, направленное на удовлетворенность клиентов
- ассортимент продукции
Большинство компаний стараются использовать запаздывающие индикаторы деятельности. Это связано с тем, что концепция опережающих и запаздывающих индикаторов является понятной с теоретической точки зрения, но на практике вызывает затруднение в понимании ее применения. Для того, чтобы решить эту проблему необходимо обсуждать какие могут быть опережающие индикаторы для оценки деятельности. То есть, необходимо определить факторы, которые влияют на данный результат. При оценке факторов необходимо уделять в первую очередь основным факторам.
Источник:
Книга «Внедрение системы сбалансированных показателей: оценка деятельности компании»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательна ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua