Финансовая составляющая
Наиболее надежной на сегодняшний день областью, где сосредоточены самые точные показатели эффективности деятельности компании - являются финансы. Фактически каждая компания не испытывает недостатка в информации по таким традиционным показателям как прибыль, рентабельность инвестированного капитала, денежный поток, издержки и т.д.
Однако проблема большинства компаний в управлении финансовой эффективностью состоит в попытке собирать и анализировать бесчисленное количество данных, хотя только некоторые из них действительно имеют отношение к финансовой эффективности деятельности компании. Распыление в сборе показателей деятельности компании можно сравнить с попыткой врача предложить пациенту сдать все известные ему виды анализов. Не логично. Если беспокоит какой-то орган – то есть типовые анализы для определения критериев – «здоров –болен». Точно также для определения эффективности деятельности необходимо определить главное – что будет являться критерием успешной деятельности компании, и какие «анализы» должны получиться в данном случае.
На сегодняшний день, все типовые методы «презентации» финансовых результатов известны. Если бизнес начинает «чахнуть» приглашают «гуру управления», который быстро продемонстрирует собственникам хорошие финансовые показатели. К гадалке не ходи – начнет с сокращения издержек. Учитывая, большие затраты на оплату труда – сократит персонал на 10-20 %, попытается сократить затраты на закупки услуг и постарается выжать с поставщиков лучшие цены и цифры в финансовой отчетности начинают «радовать глаз». Но, как повлияют эти изменения на жизнь компании завтра? Ведь сокращение персонала приводит, как правило, к ухудшению качества обслуживания клиентов. Клиенты начнут перебегать к конкурентам, и покатился «снежный ком». Так как же выбрать правильную финансовую стратегию, которая позволит заглянуть, в том числе, в будущую перспективу и оценивать финансовую перспективу с точки зрения сегодняшних решений в призме завтрашних результатов?
Несмотря на некоторые недостатки присущие финансовым показателям деятельности организации, специалисты в управлении считают финансовые показатели наиболее важными в управлении деятельности. Используя сбалансированную систему управления, организация может если не ликвидировать полностью, то хотя бы исправить некоторые недостатки финансовых показателей. Так, каскадирование финансовых показателей на нижние уровни организации дает возможность всем сотрудникам организации продемонстрировать, как их повседневная деятельность способствует реализации общей стратегии и целей компании.
Все показатели, участвующие в сбалансированной системе управления, должны быть связаны причинно-следственной цепочкой, описывающей стратегию компании. Финансовые показатели отражают «конечный пункт назначения» в стратегии компании. По мере разработки остальных составляющих – клиентской, внутреннего обучения, развития персонала и бизнес-процессов компании – и достижения целей этих составляющих мы должны сделать все, чтобы использование этих показателей привело к улучшению финансовых результатов компании.
Компания могла бы улучшать показатели клиентского обслуживания, внутренних бизнес – процессов и т.д, но без указания их влияния на финансовый результат они сами по себе большой ценности не имеют.
Финансовые показатели, как было отмечено ранее, являются прямым переводом стратегии организации на язык цифр. Так как стратегии описывают отличительные действия компании для достижения целей, то, естественно, количество показателей, описывающих финансовые критерии, может быть велико. Однако на практике большинство компаний выбирают финансовые показатели, относящиеся к трем областям:
- Росту
- Прибыльности
- Созданию стоимости
Если на определенном этапе своего развития многие компании стремятся к росту доли рынка или зарабатываемого дохода, то такие показатели как доход от новых продуктов и доля целевого рынка очень полезны для оценки степени достижения цели. И, хотя целью является рост, критерием успеха компании всегда будет служить прибыльность и рост стоимости компании.
К наиболее распространенным финансовым показателям можно отнести следующие:
- Суммарные активы
- Суммарные активы на работника
- Прибыльность суммарных активов
- Прибыльность чистых активов
- Валовая маржа
- Чистый доход
- Прибыль в процентном отношении к доходу от продаж
- Прибыль на работника
- Прибыльность собственного капитала (ROE)
- Прибыльность инвестиций (ROI)
- Добавленная экономическая стоимость (EVA)
- Добавленная рыночная стоимость (MVA)
В настоящее время можно использовать изобилие формул для оценки – важно только знать выбранную стратегию, и определить по каким критериям мы будем отслеживать ее достижение.
При выборе стратегической цели для компании, ориентированной на рост стоимости наиболее часто используется показатель EBITDA – прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации. Критерий EBITDA, выдуман для нивелирования национальных особенностей налогового учета и бухгалтерского. Он наиболее интересен в акционерных компаниях, акции которых котируются на международных фондовых биржах и компания является транснациональной.
Также одним из распространенных финансовых показателей является показатель экономической добавленной стоимости – EVA господина Штерна Стюарта. В настоящее время данный показатель является широко используемым. Опрос Генеральных директоров крупнейших западных корпораций относительно того, по какому единственному критерию они бы стали оценивать финансовое благополучие компании, был один – EVA, экономическая добавленная стоимость. EVA - считается самым точным способом оценки эффективности деятельности компании. Он даже более точен, чем прибыль, поскольку включает в себя приведенную стоимость капитала. Таким образом, компания может показывать прибыль в балансе, но работать в «убыток» так как стоимость капитала, необходимого для ведения бизнеса будет выше, чем заработанная прибыль.
В дополнение к этим показателям широкое распространение получил такой показатель как FCF – поток свободных денежных средств. Этот показатель показывает возможность изъятия или реинвестирования свободного денежного потока и способность компании его генерировать.
При ведении любого бизнеса очень важно чтобы рентабельность активов компании превышала средневзвешенные затраты на капитал (WACC). Сам расчет стоимости капитала производится на основании структуры и стоимости капитала (пассивов). В качестве примера можно отобразить следующую структуру капитала и расчет его стоимости:
- Собственный капитал – 0.3 (пассивов)
- Обязательства – кредиты -0.3
- Обязательства – кредиторка – 0.4
Стоимость кредиторки 24 % годовых (2% в месяц – скидка при оплате сразу)
Стоимость собственного капитала 18% годовых (% по займу)
Стоимость кредита банка 16% годовых
Итого средневзвешенная стоимость капитала (0.3*18%+0.3*16%+0.4*24%) =19.8%
Соответственно, у компании со стоимостью затрат на капитал в 19.8% рентабельность инвестиций должна быть более 19.8%. Поэтому ROI (ROA) > 19.8%
Источник:
Книга «Бюджетирование от стратегии до бюджета: пошаговое руководство»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательа ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua