Индекс удовлетворенности клиента

После определения нескольких оптимальных количественных и качественных показателей удовлетворенности клиента их необходимо объединить в один единственный критерий – индекс удовлетворенности клиента (customer satisfaction index, CSI). CSI является одним из видов итоговых показателей, с которым руководство компании может знакомиться с определенной периодичностью, например, раз в месяц. Данный индекс будет показывать руководству компании - насколько хорошо компания удовлетворяет потребностям своих клиентов. К примеру, Federal Express просматривает свой CSI ежедневно и сообщает о результатах всем сотрудникам по сети.


При составлении индекса CSI необходимо учитывать несколько основных правил при объединении данных в CSI:

  • На 50-60% состоит из количественных показателей удовлетворенности клиентов и 40-50% - из качественных;
  • Рассчитывается хотя бы один раз в месяц;
  • Предполагает возможность выборки по товарам/ услугам в местах их приобретения, если это необходимо;
  • Понятен для сотрудников всех уровней.

При расчете факторов составления индекса удовлетворенности клиента, каждому параметру в CSI необходимо присвоить удельный вес значимости – насколько он важен для определения удовлетворенности клиента и его покупательского поведения. К примеру, жалобам обычно не присваивают большой вес в CSI поскольку некоторые клиенты просто не склонны жаловаться, поэтому уменьшение этого показателя может ввести в заблуждение. На самом деле, сокращение числа жалоб может означать, что удовлетворенность покупателей «сошла на нет» и им настолько все надоело, что они перестали жаловаться в силу бесперспективности.


CSI может рассчитываться как для компании в целом, так и для отдельных ее подразделений. Так же индекс может быть рассчитан как по внешним так и по внутренним клиентам.


Многие компании в настоящее время все больше пытаются использовать в своей практике программные продукты для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). И многие из них искренне полагают, что достаточно установить программу, которая будет выводить на экран данные о транзакциях с клиентами и дело сделано. Но не все компании понимают, что для инсталляции программы и реального управления взаимоотношениями с клиентами необходимо проделать огромную аналитическую и методологическую работу для описания процесса отслеживания CRM. И уж тем более, не все компании задаются вопросом как инвестиции, затраченные в программу, будут использованы для получения дополнительного дохода от продаж, быстрого разрешения проблем клиентов, удержания существующих клиентов и увеличения прибыли от клиентов. Способность определить и подтвердить причинно-следственные связи между управлением взаимоотношениями с клиентами и будущей прибылью должно стать основой для инвестиций в автоматизации CRM.


Еще одной причиной необходимости управления взаимоотношений с клиентами и качества их обслуживания является увязка уровня неудовлетворенностью качеством обслуживания и затрат на устранение этих проблем. Получение представления менеджерами о том, сколько стоят ошибки в обслуживании позволяют им оценить потенциальную доходность в инвестиции совершенствования процессов компании.


Для лучшего понимания затрат на устранение последствий некачественного обслуживания, неоптимальных процессов можно выделить следующие категории стоимости:

  • Стоимость рассмотрения жалоб
  • Стоимость обработки запросов
  • Стоимость исправления ошибки в расходных документах 
  • Стоимость обновления базы клиентов, которого можно избежать и связанных с:

- Упущенной прибылью
- Стоимостью потери клиента
- Процента от восстановленной группы

Измерение степени удовлетворенности клиентов далеко не самая тривиальная задача, какой кажется на первый взгляд. Для осуществления измерения степени удовлетворенности клиентов необходимо сделать акцент на типических ошибках, допускаемых в этом направлении.


Первое, при проведении опросов клиентов нельзя ориентироваться только на тех клиентов, которые работают с компанией. Так как клиенты, сотрудничающие с компанией, потому и работают с ней, что компания их удовлетворяет в большей или меньшей степени. При проведении опросов необходимо провести опрос клиентов-конкурентов, или бывших клиентов компании.


Второе, не стоит интересоваться об удовлетворенности клиентов в целом. Необходимо выявить специфические выгоды и свойства, которые хотят получить клиенты, для более глубокого понимания факторов, определяющих общее удовлетворение. Выявление данных факторов можно осуществить с помощью корректно составленного опросника или анкеты для клиента.


Третье, необходимо опрашивать клиентов обо всем опыте работы с компанией: от продажи до возврата и обслуживания, от выставления счета до использования товара или услуги.


Четвертое, если компания хочет завалить исследование – ей необходимо поручить его проведение своим продавцам.


Пятое, необходимо выяснить удовлетворенностью ценой по отношению к потребительской ценности товара или услуги для клиента и соотношение ее с конкурентами.


Шестое, отсутствие сегментации клиентов и рынков сбыта может свести на нет все опросы.


Седьмое, нельзя объединять клиентов «довольных» и «очень довольных» в одну группу по указанным ранее причинам лояльности.


Для полного представления о процессе разработки критериев для управления взаимоотношениями с клиентами необходимо составить так называемую карту успеха.


Этот процесс предполагает получение ответов на следующие вопросы:

  • Какие стратегии мы используем и критерии их оценки
  • Какие процессы мы используем и критерии их оценки
  • Какие возможности мы имеем и критерии их оценки.
  • Какие группы основных клиентов имеются у компании и каковы запросы и потребности каждой из групп?
  • Какие у компании есть стратегии для удовлетворения запросов и потребностей клиентов?
  • Каким образом наши внутренние процессы способны эффективно и экономично решить эти вопросы?

Действенность выбранных критериев оценки взаимоотношений с клиентами можно определить с помощью так называемого теста «на отказ». Этот тест выполняет проверку выбранных критериев для гарантии того, что компания не упустила ни одного важного аспекта измерений отношений с клиентами. Он составляется в виде потенциально «наихудшего сценария» развития. Организации склонны видеть критерии взаимоотношений с клиентами в «розовом цвете», особенно в периоды своего развития, и часто не в состоянии определить критичные факторы риска. Для определения неблагоприятного воздействия факторов разрабатывается так называемая «карта неудач».

Как правило, причиной ухода клиентов являются следующие факторы:

  • Неконкурентные цены
  • Низкое качество товара
  • Низкое качество доставки или других услуг.

Исходя из этого, стратегию удержания клиента можно разбить на следующие составляющие:

  • Процесс управления ценообразованием

- Конкурентоспособность цены

  • Процесс удовлетворения спроса

- Качество продукта
- Услуга своевременной доставки
- Точность выставления счетов
- Дружелюбный сервис
- Разрешение проблем

  • Процесс разработки нового продукта

- Инновация по совершенствования продукта или услуги


Источник:
Книга «Бюджетирование от стратегии до бюджета: пошаговое руководство»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательа ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua