Процесс каскадирования

Процесс каскадирования может внести важный вклад в обучение стратегии на всех уровнях иерархии. ССП применяется в данном случае как инструмент обучения и коммуникации. На предприятии должна существовать не одна, а целая система связанных систем показателей на различных уровнях иерархии. Такая система возникает в ходе каскадирования. Каскадирование приводит к повышению качества стратегического управления во всех вовлеченных организационных единицах. Это связано с тем, что цели и мероприятия из вышестоящих подразделений последовательно передается в ССП нижестоящих организационных единиц – то есть происходит вертикальная интеграция целей. Тем самым повышается вероятность того, что стратегические цели компании будут достигнуты.


Результатом этого становится внедрение ССП во всей компании, на всех уровнях иерархии и во всех подразделениях.


Конкретное осуществление каскадирования зависит от первоначального дизайна проекта. Очень часто сначала следует внедрение в одной, пилотной организационной единице. После достижения там успеха каскадирование осуществляется на всю организацию.


Немногие компании проходят с самого начала последовательно путь всеобъемлющего внедрения. За счет всеобъемлющего внедрения возрастает комплексность и вместе с тем объем проекта. Для сохранения обзора ситуации дизайн проекта для этого этапа должен быть сделан таким образом, чтобы с помощью четких заданий и стандартизованных методов было реализовано относительно беспрепятственное внедрение. На этапе всеобъемлющего внедрения решающее значение имеет полное вовлечение в проект внутренних вспомогательных отделов, например, контроллинга, планирования / развития предприятия, а также службы персонала.


Для принятия компанией и долгосрочного использования ССП важно, чтобы консультанты выполняли задачи координации и обеспечения качества, а также устранения проблем с нехваткой человеческих ресурсов. Внутренняя организация необходима для активного продвижения процесса внедрения. В зависимости от размера и структуры предприятия, внедрение ССП на всем предприятии связано со значительными рисками.


Каскадирование ССП на нижние уровни иерархии предприятия должно осуществляться в соответствии с управленческой философией, стилем руководства, а также требованиями бизнеса. Вопрос о степени глубины использования ССП на предприятии – на уровне всего предприятия или с каскадированием на все уровни иерархии, вплоть до уровней команд сотрудников или отдельных сотрудников – может быть решен только с учетом специфики конкретного предприятия.


После внедрения ССП должна произойти интеграция этой модели управления в систему руководства и управления предприятия.


Целесообразно осуществлять внедрение, по крайней мере, на первом и втором уровне руководства, а затем предоставлять решать руководителям второго уровня, будут ли они пользоваться инструментом для управления их подразделением.
Шаги для осуществления каскадирования:

 

  1. Определить структуру каскадирования
  2. Определить метод каскадирования для каждого подразделения
  3. Осуществить каскадирование
  4. Согласовать результаты каскадирования между подразделениями
  5. Обеспечить качество результатов, документировать результаты и при необходимости согласовывать системы показателей с вышестоящим подразделением.
  6. Интегрировать результаты в систему согласования целей с исполнителями и в систему оплаты труда.
  7. Интегрировать результаты в контроллинг стратегических мероприятий, систему планирования и систему отчетности.


Типичный процесс каскадирования состоит из следующих ступеней:

  • Уровень компании в целом является исходной точкой для которой определены стратегия и разработаны цели, показатели, нормы и мероприятия для каждой из четырех составляющих ССП
  • Уровень хозяйственной единицы (дочернего предприятия, филиала и т.д) для которой также разрабатываются цели, показатели, нормы и мероприятия для каждой из четырех составляющих ССП
  • Уровень отдела (группы) для которой определяются цели, показатели, нормы и мероприятия для каждой из четырех составляющих ССП
  • Уровень команды и личные ССП (индивидуальные цели для каждого сотрудника)

Процесс каскадирования начинается сверху, от ССП для высшего уровня. Очень важно, чтобы все работники знали и понимали цели и показатели, входящие в Систему высшего уровня.


ССП компании для верхнего уровня определяет ключевые факторы успеха, которые в комплексе причинно-следственных отношений, рассказывает о стратегии компании. Очень важно, чтобы каждый сотрудник компании понял стратегическое значение этих показателей до начала работы над своей собственной системой. Особенно важно это для тех сотрудников, которые отвечают за разработку Систем показателей на нижних уровнях организационной иерархии. Если эти сотрудники не имеют глубокого понимания целей и показателей высшего уровня, то им будет очень трудно создать Систему, действительно соответствующую целям высшего уровня организации.


Неверные предположения о целях компании могут привести на этом этапе к тому, что на этом этапе внедрения Системы показателей компании подрывают свои собственные усилия. Руководство некоторых компаний считает, что работники нижнего уровня неспособны понять важнейшие мероприятия, создающие стоимость, и процессы которые в конечном итоге приводят к успеху. Данные руководители считают, что это прерогатива руководства. Это является серьезной ошибкой управления. Управленцам компании необходимо затрачивать время и деньги для ознакомления сотрудников с концепциями ССП для того, чтобы добиться результатов. Тогда результаты могут превзойти все ожидания. Для того, чтобы развивать творчество и новаторство необходимо привлекать сотрудников для участия во всех сторонах жизни компании – от проектирования новых продуктов, мощностей и заканчивая своей заработной платой. Движущей силой производительности труда является мотивация, возникающая на заинтересованности, которая возникает в том случае, когда сотрудникам позволяют выполнять свои обязанности так, как они считают нужным.


Для того, чтобы сотрудники понимали цели и показатели Сбалансированной системы для высшего уровня, компании необходимо серьезные информационные и обучающие программы. Для обучения персонала и ознакомления его со стратегией компании, которая отражена в ССП можно использовать три основных принципа / метода информирования:

  1. Проведение дня открытых дверей, посвященных ССП. В данном случае сотрудников приглашают на день открытых дверей, во время которого объясняются стратегические цели компании и система ССП верхнего уровня, с которой можно ознакомится и высказать критические замечания.
  2. Использование внутренней компьютерной сети. Для этого ССП размещают во внутренней сети, включив весь справочный материал о стратегическом и операционном значении показателей, высказывания руководителей о ценности ССП и будущие планы каскадирования ваших показателей по всей компании.
  3. Проведение заседаний руководства с целью донесения информации сотрудникам об ССП компании. Необходимо регулярно проводить заседания управленческой команды с целью распространения информации о созданной в компании ССП. 

Источник:
Книга «Внедрение системы сбалансированных показателей: оценка деятельности компании»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательна ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua