Сбалансированная система показателей: обзор ключевых моментов

Ни одна технология управления не может быть автономной, а должна быть интегрирована в деятельность компании. Соответственно, ССП также не является изолированным инструментом управления, а является частью комплексного подхода к изучению бизнеса и его оценки. Как описано выше, ССП – это инструмент, предназначенный для точного перевода миссии, ценностей, видения и стратегии компании в цели и показатели деятельности по каждой из четырех (и более) составляющих. Перевод данной «ДНК» компании с помощью системы сбалансированных показателей обеспечивает единую направленность действий всех работников в соответствии с миссией компании. Это является важнейшей ценностью ССП. Разрабатывая цели и показатели, необходимо критически изучить их в контексте миссии, которая сформулирована для компании, чтобы убедиться в том, что они соответствуют этому предназначению.


Можно создать и внедрить ССП без декларации о миссии организации. В этом случае она все равно будет содержать причинно-следственные связи между показателями. Но еще большую ценность будет иметь система, которая разработана на базе единой миссии и целей.


ССП предоставляет компании концептуальную базу перехода от принятия решения о стратегии к действию. Система показателей рассказывает о стратегии, разбивая ее на компоненты с помощью целей и показателей, выбранных по каждой из составляющих.


Но, каким образом компания выберет свою стратегию – это вопрос предпочтений компании. Наибольшим предпочтением является желание компании увеличить долю рынка на быстрорастущих и рентабельных рынках. На практике, задав вопрос топ менеджеру – «есть ли у него стратегия?», - он ответит не задумываясь, что есть. Однако, так ли это? Что значит иметь стратегию?


Часто, топы, провозглашая стратегию, говорят, что «мы хотим стать компанией № 1», «мы оказываем лучший сервис клиентам» и т.д. Такие высказывания безусловно важны, но они слишком общие и не измеримы. Здесь необходимо понимать - если мы хотим стать компанией № 1 то для какого сегмента рынка? Соответственно, №1 в чем? – в прибыльности, низких затратах или первой компанией к которой обращаются. Даже, если данные высказывания подкреплены цифрами рентабельности или несколькими другими показателями – то данные цифры (и цели соответственно) не являются единственной задачей стратегического менеджмента.


Ключевой особенностью формирования стратегии является выбор комплекса действий, который отличается от комплекса, выбранного конкурентами. Выбирая иной комплекс взаимосвязанных действий вы получаете возможность создавать для своих клиентов уникальную покупательную ценность предложения и таким образом выделять себя от конкурентов. Эти действия должны отражаться в ССП, приведенной в соответствие со стратегией компании. Например, если компания хочет отличаться от конкурентов благодаря комплексу мероприятий, нацеленных на быстрое обслуживание клиентов, это стратегическое направление должно отражаться в ССП. Мы должны во всех четырех составляющих увидеть взаимосвязанные показатели, которые все вместе позволяют реализовать стратегию. Показатели, относящиеся к обслуживанию целевых клиентов, должны занимать главное место в клиентской составляющей и быть связаны с параметрами управления отношений в составляющих внутренних процессов, а также показателями знания клиентов в составляющей обучения и развития.


Перевод видения и стратегии заставляет управленческую команду точно определить, что означает иногда нечеткие термины в формулировке стратегии. Нечеткость формулировок стратегии связана, в том числе, и с временным горизонтом стратегического планирования, которые составляют от 3 до 5 лет. Это не относится к компаниям, работающим в отраслях с высокой скоростью изменений, где стратегии, как было отмечено, разрабатываются на пол – года, год - максимум.


Справедливым будет вопрос о возможности разработки системы, подобной ССП без четкой стратегии? В этом случае такой набор финансовых и нефинансовых показателей следует называть Системой ключевых индикаторов деятельности, но не ССП. Так как проблема Системы ключевых индикаторов в том, что она не строится на базе стратегии и не обеспечивает единой направленности деятельности всей компании.


Источник:
Книга «Внедрение системы сбалансированных показателей: оценка деятельности компании»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательна ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua