Условия успешного функционирования ССП
Средние и крупные компании обладают более или менее разветвленной иерархией. В данных случаях целесообразно разрабатывать для каждых структурных уровней свои ССП. При этом необходимо учитывать насколько это оправданно с точки зрения затрат. А также насколько самостоятельная ответственность структурной единицы может придать практическое значение разработке собственной ССП.
Основанные на миссии и видении стратегические показатели приобретают «контрольный» характер. Они маркируют рамки, в пределах которых децентрализованными структурными единицами должны приниматься самостоятельные решения. На основе этих показателей самостоятельные структурные единицы должны разработать собственные системы показателей. В итоге над ССП всего предприятия возникает сеть переплетенных друг с другом систем показателей отдельных структурных единиц.
Таким образом, работа при помощи ССП может оказать ощутимую поддержку в процессе выстраивания современных структур управления. В результате высший уровень управления получит возможность управлять децентрализованными структурными уровнями посредством выбранных показателей. Частности они смогут предоставить менеджерам этих уровней, которые достаточно компетентны, чтобы самостоятельно найти оптимальные пути достижения стратегических целей предприятия. Тем самым управленческая работа станет эффективней: каждый уровень сможет сконцентрироваться на собственных задачах, а личная ответственность менеджеров отдельных уровней повысит их уверенность в собственных силах и мотивацию.
Ответственность означает доверие, а доверие в свою очередь мотивирует.
НО! Менеджер должен хотеть данных перемен. Перемены не придут сами по себе, даже вместе с ССП. Система показателей может помочь этим переменам, может оказаться оправданным средством продвижения и в последствии закрепления желаемых изменений. Но само желание, убежденность в необходимости изменений, основополагающее решение в пользу или против мышления категориями иерархии ССП дать не могут. Для этого требуется «архитектор», человек, который может сконструировать ССП в соответствии со специфическими условиями предприятия. Этот «архитектор» не должен изобретать стратегию и ее детали. Основные его задачи заключаются в модернизации, посредничестве между сотрудниками в вопросах:
- Коммуникации
- Формулирования целей
- Мотивации
Правила успеха
Компания может обладать огромными возможностями порождать мотивацию, использовать способности сотрудников целенаправленно и в полной мере, успешно осуществлять свои стратегии. Эти возможности зачастую не раскрыты, но они могут быть раскрыты при помощи ССП.
Основные принципы работы с ССП:
1. Работать в команде
Сработанная, способная к внутренней коммуникации команда всегда лучше одиночки. Необходимо извлекать прибыль из ноу-хау и мотивации своих коллег и сотрудников.
2. Все движения лишь по принципу «сверху-вниз»
Работа над ССП начинается с совместного определения миссии и видения предприятия, а также основанных на них стратегических целей. Выбрать их может только высшее руководство в сотрудничестве с последующими уровнями. Затем, руководство должно отслеживать, поддерживать процесс осуществления ССП по всей компании, управлять этим процессом, сделать своей личной задачей непрерывную переработку стратегических и оперативных целей.
3. Поделиться представлениями о миссии и видении со своими сотрудниками
Поделиться с сотрудниками со своим видением будущего с сотрудниками, сформулировать их двумя-тремя ясными формулировками:
«Каким образом и в каком качестве мы хотим восприниматься общественностью (миссия)?»
«Чего мы хотим достичь через 5-10 лет (видение)?
4. Стратегии должны затрагивать ум и сердце
Важно также разработать на основе миссии и видения стратегии компании и «подать» их внутри нее так, чтобы каждый сотрудник воспринимал их как задачи собственной оперативной повседневной работы.
5. Ставить амбициозные, но достижимые цели
Цели должны быть понятны и с большими усилиями достижимы. Из соображения тактики поставленные таким образом цели должны быть осуществимы поэтапно – шаг за шагом.
6. Используйте только стратегически ориентированные показатели
Тот кто хочет управлять, должен измерять: «есть» и «должно быть», процесс достижения цели хотя бы потому, что тот, кто несет ответственность за ее достижение должен знать, чего он достиг.
7. Меньшее значит большее.
В повседневной работе важно концентрироваться на действительно важных вещах, а к ним относятся немногие, но верные показатели. Какие из этих показателей являются лучшими, необходимо определить в сотрудничестве со своей командой по ССП. Вместе необходимо выяснить, достаточно ли только 10 показателей или все-таки потребуется больше.
8. Совмещать показатели с ответственностью.
Показатели ничего не дадут, если не делать выводов относительно измеряемого с их помощью процесса достижения целей. Поэтому каждому показателю соответствует: «Что нужно сделать, чтобы достичь цели?» и «Кто за это ответственен?»
9. Управлять доверием и это даст обратную связь
Необходимо сохранять дискуссию на предприятии открытой, выслушивать мнение всех, в том числе клиентов и подрядчиков, не принимать непродуманных решений.
10. Связывать системы показателей отдельных уровней предприятия с ССП всей компании.
Каждый отдели сектор компании участвует в осуществлении стратегий и должен иметь собственную ССП.
11. Схема ССП должна помещаться на одну страницу
Рынок изменяется быстро, поэтому необходимо использовать визуальное изображение поставленных целей.
12. Реагировать на перемены
Необходимо заниматься теми показателями, которые отклоняются от плана. Анализировать имели ли место непредвиденные обстоятельства, справляются ли сотрудники, верен ли план.
13. Разрабатывать собственную стратегию.
Нет тождественных друг другу ССП. Чтобы выжить на рынке, каждое предприятие, каждый его отдел должны пройти собственный путь.
Необходимо осознавать сильные стороны своего предприятия и разработать сообща собственную ССП.
Источник:
Книга «Внедрение системы сбалансированных показателей: оценка деятельности компании»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательна ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua