Уточнение показателей ССП компании и определение критериев их отбора

На первом этапе внедрения ССП будет (было) разработано большое количество потенциальных показателей во всех составляющих системы. Каждый из таких показателей был обоснован кем –то из команды внедрения. Перед разработчиком ССП стоит не простая задача: отобрать только те показатели, которые точно фиксируют суть стратегии компании. Когда будет составлен список «финалистов» мы сможем установить причинно-следственные связи, образующие карту стратегии компании.


Одним из преимуществ ССП является то, что она заставляет делать выбор в пользу одной цели из нескольких альтернатив. Отбор целей (и инициатив) должен осуществляться на этапе разработки ССП при обсуждении целей компании. Нигде процесс выбора так не очевиден как при отборе показателей деятельности. Это связано с тем, что эти показатели будут являться центральным элементом ССП и будут служить контрольной точкой и ориентиром для всей компании.


Для отбора самых подходящих для оценки стратегии компании показателей необходимо определить ряд используемых критериев.


Критерии отбора показателей из большого числа, которые помогают эффективно оценить и выбрать показатели следующие:

  • Связь со стратегией.

Это критерий важный и самый явный. Так как ССП – это перевод стратегии в действия посредством показателей деятельности, которые объясняют стратегию. Выбор показателей деятельности не влияющих на реализацию стратегии, могут привести к путанице и неразберихе, так как работники будут расходовать ценные ресурсы на выполнение целей (показателей), от которых не зависит достижение стратегических целей компании. Тем не менее, может быть не просто установить прямую связь каждого показателя со стратегией. Большинство компаний используют операционные (диагностические) показатели деятельности, которые необходимы для отслеживания повседневной деятельности, но не связаны со стратегией напрямую. Учет этих факторов позволяет держать компанию под контролем и быстро реагировать на проблемы, требующие немедленного решения. Хотя значение этих индикаторов очень важно, но они, как правило, носят не стратегический характер.

  • Количественное выражение.

Показатели ССП должны иметь количественное выражение. Это позволит иметь один язык оценки и избежать субъективизма в оценке деятельности.

  • Доступность.

Разрабатывая ССП в ней могут появиться показатели, которые ранее не измерялись компанией. Это является преимуществом ССП, так как могут указывать на то, что ни один из создающих стоимость процессов не управляется. В то же время, необходимо избегать показателей деятельности, которые требуют серьезных инвестиций в ИТ технологии, а соизмерить затраты на их получение и выгоды от их использования.

  • Доходчивость.

Конечной целью компании должно стать создание Системы показателей, побуждающих к действию. Этого трудно добиться, если сотрудники компании не понимают значение выбранных вами показателей. Сотрудники должны понимать как операционное, так и стратегическое значение каждого показателя. Также должно быть очевидным желаемая динамика показателя. Если сотрудники не знают хорошо или плохо иметь высокое числовое значение данного показателя, то такой показатель лучше изменить.

  • Сбалансированность.

То есть показатель должен обеспечивать не только исполнение одной цели, но и находится в балансе с другими показателями. Например, вы решили улучшить качество сервиса, что привело к дополнительным затратам на персонал. Но мы должны это сделать сбалансировано, чтобы оно не привело к ухудшению показателя прибыльности компании.

  • Наличие общего определения.

Так например, показатель своевременная доставка вызовет вопрос - что означает своевременная? Мы должны указать точное значение данного показателя деятельности и убедиться в том, что все сотрудники понимают его одинаково. 


Источник:
Книга «Внедрение системы сбалансированных показателей: оценка деятельности компании»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательна ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua