Взаимосвязи между целями могут полностью объяснить и раскрыть стратегию

Маловероятно, что могут существовать такие цели компании, которые никак не влияют на остальные ее цели. Существует также понятие конфликта целей и нейтральности целей. Для менеджмента всегда был очень важным вопрос причинно-следственных зависимостей и взаимосвязей между целями.


ССП основана на использовании причинно-следственных связей между целями. Факторы внешней среды в ССП напрямую не представлены, но могут быть затронуты косвенным образом при изменении стратегии. В случае изменения внешнего окружения, стратегия, как правило, меняется. Изменение стратегии изменяет соответственно сбалансированную систему показателей. Чтобы анализировать и оценивать изменения во внешней среде необходимы специальные системы раннего распознавания. В самой же ССП отражаются только некоторые из ключевых факторов успеха, а именно те, которые делают возможным определенное позиционирование компании на рынке. Базовые цели компании не отражаются в ССП, они отражаются только фрагментарно в отдельных функциональных подразделениях. Базовые цели должны также отслеживаться на предмет их достижимости. Но такой мониторинг осуществляется в системе оперативного контролинга, но не в ССП.


Для ССП очень важно ответить на вопрос - почему должна быть достигнута та или иная цель. Например, для такой цели компании как «сократить время доставки клиентам» причинно следственная цепочка ССП должна дать ответ на вопрос, не на «какие другие цели влияет сокращение поставок?», а на вопрос «почему именно нам следует сократить время доставки?». Это незначительное отличие существенно влияет на понимание причинно следственной цепочки целей. Как уже было отмечено стратегию можно объяснить при помощи причинно-следственной цепочки. По сути, причинно-следственная цепочка целей – это и есть метод описания стратегии. Для отражения причинно-следственной цепочки между целями вводится понятие «стратегическая карта». Правильно построенная причинно-следственная цепочка целей – это и есть описанная стратегия. Правильно сконструированная система ССП должна информировать о стратегии в виде цепочки причинно-следственных отношений. Сами связи между целями должны быть представлены в понятном виде. Причинно-следственные цепочки демонстрируют взаимозависимости между отдельными стратегическими целями и информируют о возникающих при достижении целей взаимных эффектах. Понимание зависимостей между целями и значимости самих целей способствуют единому пониманию стратегии и улучшают командную работу в компании. При определении взаимосвязей система целей компании еще раз подвергается ревизии. Некоторые цели в процессе такой ревизии могут потерять свое значение, в то время как значение других может возрасти. Для процесса стимулирования обсуждение целей в группах менеджеров мы должны спросить менеджеров во время стратегической сессии - какие факторы являются наиболее важными для достижения стратегии. Это побуждает к выяснению взглядов и высказываниями относительно причинно-следственных связей и зависимостей, а также потенциала компании. 


Источник:
Книга «Внедрение системы сбалансированных показателей: оценка деятельности компании»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательна ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua