Значение стратегических карт в ССП

Для понимания сути построения ССП необходимо указать на ту роль, которую играют стратегические карты в построении Системы сбалансированных показателей. Важно понимать, что Система сбалансированных показателей не может быть построена без использования стратегических карт. Основная цель стратегических карт – акцент на стратегическом направлении развития бизнеса. Каждая компания по своему усмотрению выбирает и использует отдельные перспективы в стратегических картах. Главное условие в том, чтобы в стратегических картах компания опиралась на те аспекты деятельности, которые для нее являются приоритетными. Хорошая стратегическая карта должна обеспечить равновесие между несколькими сторонами деятельности компании – ее ключевыми аспектами. Модель стратегических карт ССП позволяет одновременно контролировать реализацию целей во всех выбранных аспектах. Ее основное преимущество состоит в том, что она позволяет определить решающие для достижения успеха направления деятельности. На каждом из этапов своего использования стратегические карты служат средством распространения стратегии компании. Для понимания и использования стратегических карт очень важна взаимосвязь между различными показателями деятельности компании. Например, для реализации цели стать прибыльной компанией, увеличив норму рентабельности на несколько процентов – необходимо добиться лояльности своих покупателей. А такой аспект деятельности как отношения с клиентами включает в себя восприятие компании клиентами с позиции качества сервиса, цены и имиджа отдельных продуктов. Сохранение лояльности компании возможно при улучшении качества обслуживания. Чтобы добиться улучшения качества обслуживания, необходимо эффективно осуществлять бизнес-процессы по всей цепочке создания ценности компании, а для этого потребуется развитие знаний, навыков и умений сотрудников.

Отношения с клиентами как фокус деятельности могут включать так же представления компании о своих клиентах. Каково проникновение компании на рынок? Растет ли число клиентов компании, потребителей продукции компании? То есть, идентификация и отражение стратегических взаимосвязей между отдельными целями – важнейший элемент ССП.


Показатели, которые включены в стратегическую карту, должны характеризовать как достигнутые результаты, так и обусловившие их достижение основные факторы. Одна из основных задач стратегических карт – дать характеристику всех существенных факторов, от которых зависит успех компании. Хотя финансовые показатели чрезвычайно важны для компании, но и нефинансовые показатели имеют не меньшее значение и могут на ранних стадиях сигнализировать о действии неблагоприятных факторов, которые еще не видны в финансовых показателях. Например, прочное финансовое положение компании относится к категории долгосрочных целей, но существует ряд показателей, которые могут оперативно сигнализировать о неблагоприятных тенденциях и позволяют вовремя реагировать на их появление.


Также необходимо не забывать о том, что стратегические карты – это элемент стратегического управления построенного на принципах разделения полномочий и сфер ответственности, то есть передаче их на нижние уровни организационной иерархии. Исходя из этого топ - менеджерам нет необходимости вникать и лично контролировать действия подразделений компании, так как это снижает интерес сотрудников к этой концепции и противоречит принципу управления по целям. Роль стратегических карт, в том числе в контроле выполнения установленных показателей существенных для реализации стратегии компании и отслеживания их динамики. Это основная из функций стратегических карт, так как система показателей характеризует положение компании в отдельный момент времени и его изменение за определенный период времени. Например, в стратегической карте может присутствовать такой показатель как количество активных клиентов на конкретный момент времени и прирост или снижение их численности за определенный период. Для измерения результатов деятельности компаниям необходимо построить систему отчетности, которая будет ежемесячно доносить своим подразделениям информацию о результатах его деятельности на основе системы специальных показателей. Эта система показателей должна позволять судить о том, каков вклад подразделения в деятельность и общие результаты компании. 


Источник:
Книга «Внедрение системы сбалансированных показателей: оценка деятельности компании»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательна ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua