Пространство вариантов. Часть 1.

Влад Березин, РМР

 

В статье предпринимается попытка анализа текущей ситуации на украинском рынке ERP-систем с точки зрения предложения. Приводимые оценки основаны в первую очередь на личном опыте автора, приобретенном за 15 лет работы в данной области в качестве продавца, руководителя проектов по внедрению ERP-систем, а также главы консалтинговой компании.

 

 

Невозможно объять необъятное, поэтому остановимся только на продуктах ключевых игроков украинского рынка ERP: SAP, Oracle, Microsoft и «1С», а также его новичка – компании HansaWorld. Оценивать системы управления предприятием мы будем по следующим параметрам: маркетинговому позиционированию продукции их поставщиками; фактическим сильным и слабым сторонам с точки зрения встроенных возможностей и гибкости, а также функциональности украинской локализации; особенностям реализации проектов; стоимостным характеристикам внедрений.

Но прежде чем перейти к рассмотрению систем, уместно обсудить следующие вопросы: сфера применения ERP-систем, принципы расчета стоимости любых проектов их внедрения, локализация, ключевые особенности продуктов, предназначенных для среднего и крупного (корпоративного) сегментов.

Типовыми областями эксплуатации ERP-систем являются:

  • управление финансами (управленческий, бухгалтерский и налоговый учеты);
  • управление цепочками поставок (продажи – склад – закупки) на основе алгоритмов планирования ресурсов распределения (Distribution Resource Planning);
  • управление производством на основе методики MRP II (Manufacturing Resource Planning), предусматривающей планирование продаж и производства, управление на уровне цеха и пр.;
  • управление взаимоотношениями с клиентами;
  • анализ данных.

Суть реализации проекта внедрения ERP-системы как раз и состоит в налаживании встроенной функциональности и при необходимости – ее доработке согласно специфическим требованиям предприятия для взаимосвязанного и взаимозависимого управления указанными областями.

Совокупную стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO) ERP-системой составляют следующие элементы:

  • цена лицензий на соответствующее ПО. На нее влияет количество пользователей системы (в отдельных решениях – распределенных по ролям), применяемых модулей (набора функциональности), юридических лиц;
  • стоимость проекта по внедрению выбранных возможностей (модулей). Она обычно зависит от набора инструментов, требующих настройки; комплекса бизнес-процессов предприятия, которые должны покрываться; количества человеко-часов, затрачиваемых на разработку дополнительных возможностей, не реализованных в продукте изначально; числа сотрудников, которых необходимо обучить использованию системы;
  • затраты на приобретение и развертывание аппаратного обеспечения, сетевого оборудования и вспомогательного ПО (особенно актуально для корпоративных продуктов);
  • расходы на поддержку работы ERP-системы: количество и цена ресурсов, требуемых для ее обслуживания, а также число доработок и стоимость усовершенствования функциональности.

Приводить конкретные ценовые характеристики для ERP-решений проблематично, поскольку, как видно из определения TCO, на конечную стоимость реального проекта внедрения влияет множество факторов и параметров. Кроме того, обычно при обсуждении контрактов поставщики в индивидуальном порядке также предоставляют клиентам скидки на покупку лицензий. Поэтому для данной статьи мы возьмем за основу для оценки стоимости типовой проект внедрения на среднего размера промышленном предприятии без учета скидок: количество пользователей системы – 150, тип производства – на склад (непрерывного процесса нет), ведущие бизнес-процессы – управление финансами, продажами, закупками, запасами, производством. Еще раз подчеркнем, что рассчитываемая стоимость будет весьма приблизительная.

Что касается украинской локализации, ее можно разделить на такие элементы:

  • учет НДС в соответствии с украинским законодательством;
  • наличие и корректное формирование первичных документов;
  • бухгалтерский и налоговый учет;
  • общепринятые в стране правила ведения деятельности.

Наличие первых двух обязательно для корректного функционирования любой ERP-системы независимо от того, ведется ли в ней учет.

Разработка функций бухгалтерского и налогового учета представляет обычно очень серьезную проблему для любого западного поставщика продуктов, особенно ориентированных на корпоративный рынок. Реализация же четвертого элемента локализации, как правило, связана с опытом внедрений и является прерогативой консалтинговых компаний.

Следует различать продукты, предназначенные для среднего и крупного (корпоративного) сегментов. Мы будем использовать западные определения, согласно которым корпоративным является рынок с оборотом компаний от 500 млн долл. в год; средним – от 50 до 500 млн; малым – до 50 млн долл. в год. Для украинских реалий все цифры имеет смысл разделить на три, а лучше – на пять.

Особенностью корпоративных систем является наличие модулей в виде соответствующей встроенной и параметрически настраиваемой функциональности, покрывающей следующие сферы:

  1. обработка процессов, связанных со всеми возможными типами производства (дискретное, непрерывное, массовое конструирование и под заказ);
  2. обработка процессов транспортной логистики (управление транспортом, включая маршрутизацию);
  3. всеобъемлющее планирование производства;
  4. управление складом;
  5. бизнес-аналитика.

Еще одна особенность компаний, относящихся к среднему рынку (а в действительности это свыше 95% украинских предприятий), – работа в постоянно меняющихся условиях, что требует определенной гибкости в применяемых технологиях и невысокой стоимости внедрения и модификации соответствующих продуктов.

SAP R/3


Широкая встроенная функциональность; наличие большого числа вертикальных решений
Чрезвычайная сложность и дороговизна процедуры внедрения; высокая стоимость владения
Система для крупных предприятий и корпораций, работающих в относительно стабильных условиях


Данный продукт позиционируется поставщиком как флагманский в корпоративном сегменте под вывеской «У нас есть все, что вам нужно». Основным маркетинговым посылом является формирование у потенциального клиента убеждения, что в SAP R/3 на уровне встроенной функциональности уже заложены все возможные (и оптимально работающие) прототипы бизнес-процессов любой компании. Это мнение, регулярно подтверждаемое опытом, представляется довольно смелым и не соответствующим действительности. Тем не менее к безусловно сильным сторонам данной системы следует отнести наибольшее количество встроенной функциональности и ее детальную проработку по сравнению с другими продуктами, а также наличие солидного числа вертикальных решений для ряда индустрий. Однако есть и другая сторона медали, а именно – чрезвычайная сложность и дороговизна процедуры модификации системы, которая может понадобиться для реализации специфических требований клиента.

Локализация в решении фактически затрагивает только процессы, необходимые для обработки НДС и формирования наиболее распространенных первичных документов. Как правило, при реализации проектов производится интеграция с локальной системой (например, с ПО от «1С»), где ведется бухгалтерский и налоговый учет.

Суммируя вышесказанное, можно оценить данный продукт как предназначенный для крупных производственных предприятий и корпораций, работающих в относительно стабильных условиях и, как результат, не очень подверженных изменениям. При попытках его внедрения в организациях среднего размера вероятность успешности проекта резко снижается.

Судя по имеющейся информации, развитие SAP R/3 идет в сторону расширения вертикальных решений.

Типичными особенностями проектов по внедрению SAP R/3 являются:

  • значительные сроки, связанные с большим количеством параметров, которые необходимо настроить;
  • высокая сложность процедуры внедрения вследствие потребности в перестройке бизнес-процессов предприятия под решение;
  • дорогостоящие специалисты на рынке труда;
  • сложности с доработкой;
  • необходимость в реализации бухгалтерского и налогового учета в сторонней системе.

Что касается TCO данного продукта, то она самая высокая среди рассматриваемых в данной статье. Оценочная стоимость проекта составит около 800 тыс. долл., продолжительность – 1,5–2 года.

Oracle E-Business Suite и JD Edwards EnterpriseOne


Oracle E-Business Suite

Развитая встроенная функциональность
Высокая сложность процедуры внедрения; трудности с доработками системы
Корпоративный продукт, позволяющий решать широкий круг задач


Корпорация Oracle на украинском рынке предлагает два ERP-продукта: E-Business Suite и JD Edwards EnterpriseOne. Первый, позиционируемый как корпоративный, детище самой Oracle. Система обладает развитой функциональностью, сравнимой с таковой у SAP R/3, но ее легче подвергать доработке. Вместе с тем доступных вертикальных решений здесь меньше, а работа ограничена эксплуатацией только одной СУБД – Oracle Database.

Ситуация с украинской локализацией Oracle E-Business Suite аналогична таковой с SAP R/3, как и типичные особенности проектов:

  • существенные сроки, связанные с большим объемом работ по настройке;
  • трудности с доработками функциональности (хотя и не столь драматические, как у конкурента);
  • необходимость в реализации бухгалтерского и налогового учета в сторонней системе (как правило, в ПО от «1С»);
  • высокая сложность процедуры внедрения вследствие потребности в перестройке бизнес-процессов предприятия под систему.

Цена лицензий на продукт чуть ниже, как ниже (ненамного) и стоимость типового проекта SAP R/3. Оценочная стоимость внедрения составит около 700 тыс. долл., длительность – 1,5–2 года.

ERP-система Oracle JD Edwards EnterpriseOne, предлагаемая для предприятий среднего уровня, досталась корпорации по наследству – при покупке PeopleSoft, которая, в свою очередь, ранее поглотила JD Edwards. Мало кто помнит, но 10 лет назад решение JD Edwards (тогда OneWorld) входило в тройку лидеров мирового рынка ERP и фактически было конкурентом и SAP R/3, и Oracle E-Business Suite. Однако вследствие пертурбаций в процессе перехода из рук в руки свои позиции JD Edwards потеряло. Кроме того, Oracle вынуждена «разводить» свои продукты в глазах покупателей в разные рыночные сегменты, поэтому официальное маркетинговое позиционирование в данном случае весьма условно.


Oracle JD Edwards EnterpriseOne

Достаточно глубокая встроенная функциональность, сравнимая с продуктами корпоративного класса
Потребность в интеграции со сторонней учетной системой; небольшое количество специалистов в Украине; пассивность поставщика на рынке
Система с оптимальным сочетанием встроенных возможностей, гибкости, а также стоимости проектов внедрений


Данная система сейчас представляет собой, по сути, переходную от корпоративных к средним – обладая достаточно глубокой функциональностью, сравнимой с той, что наличествует в SAP R/3 и Oracle E-Business Suite, JD Edwards EnterpriseOne позволяет относительно просто ее модифицировать и дорабатывать. Ситуация с украинской локализацией здесь аналогична таковой у описанных выше систем. По имеющейся информации, она будет разработана партнерами корпорации, однако объем и сроки реализации пока не известны. Развитие данного продукта в настоящее время идет довольно активно в сторону как «осовременивания» интерфейсов, так и существенной доработки и расширения возможностей в рамках всех ключевых модулей.

Таким образом, самой сильной стороной рассматриваемой системы является оптимальное сочетание встроенных возможностей, гибкости, а также стоимости проектов. К недостаткам можно отнести ситуацию с украинской локализацией (интеграция с учетной системой простительна для ПО корпоративного рынка, но не для среднего), а также небольшое количество специалистов в Украине. Кроме того, Oracle довольно пассивна на украинском рынке ERP-систем для SMB-сектора с точки зрения маркетинговых усилий.

Типичные особенности проектов по внедрению JD Edwards EnterpriseOne:

  • некритичные проблемы с доработками;
  • необходимость в реализации бухгалтерского и налогового учета в сторонней системе (как правило, в ПО от «1С»);
  • умеренная сложность работ при внедрении.

Оценочная стоимость проекта составит приблизительно 600 тыс. долл., длительность – 1–1,5 года.

Следует отметить, что, по имеющимся сведениям, в будущем Oracle планирует перевод всех своих клиентов, в настоящее время эксплуатирующих три ERP-системы: E-Business Suite, PeopleSoft, JD Edwards, на единую платформу Fusion Applications, вобравшую в себя лучшее из каждой. Однако пока не совсем ясны как сроки появления данного пакета, так и то, на какой рыночный сегмент он будет нацелен.